22 декабря 2021

Норманны Бронзового века?

В 1942 году в одном из болот Дании были обнаружены два рогатых шлема, которые поначалу были датированы эпохой викингов, однако анализ, проведённый при помощи современного оборудования, позволил датировать их примерно 900 годом до нашей эры.

Органические остатки в роге одного из шлемов дали достаточно большой образец для датировки. Роберто Фортуна и Кира Урсем/Национальный музей Дании

Команда исследователей также установила, что шлемы были богато украшены длинными перьями и волосом из конской гривы. 

Это озадачило экспертов, ведь подобная стилистика не характерна для народов Северной Европы. Исследователи выдвинули довольно смелую гипотезу на этот счёт. Они предполагают, что декор этих головных уборов мог быть вдохновлён подобной символикой далёкой Сардинии. Но что могло связывать тысячелетия назад две части доисторической Европы, разделённые тысячами километров? Возможно, вдоль побережья Атлантического океана ранее существовал неизвестный нам морской путь, соединяющий Скандинавию со Средиземным морем, предположили авторы работы. Источник.

Да, действительно, шлемы из Дании напоминают шлемы из Сардинии. 

Бронзовая статуэтка воина с острова Сардиния

Я уже не раз высказывал предположение о том, что один из "народов моря", сарды, или шерданы, были не коренными обитателями Сардинии, а морскими разбойниками, типа позднейших викингов. Вполне возможно, что они захватили остров и сделали его базой для набегов на другие территории, например, на земли Древнего Египта. 

Откуда пришли шумеры?

"Выжимки" с ветки форума "Новый Геродот":

"Шумеры, шумерийцы, древний народ, населявший Южное Двуречье. Судя по скудным лингвистическим и топонимическим данным, Ш. не были автохтонами страны. 

Большинство учёных утверждают, что именно в эпоху расцвета культуры Эль-Обейда, т.е. во второй половине IV тысячелетия, в Месопотамии появляются шумеры - народ, который в более поздних письменных документах называет себя "черноголовыми".

Это был народ, этнически, по языку и культуре чуждый семитским племенам, заселившим Северную Месопотамию приблизительно в то же время или немного позднее.

Необходимо отметить, что большинство известных нам древнейших городов имеет нешумерские названия. А поскольку эти города возникли в глубочайшей древности, напрашивается вывод, что нешумерские названия - это названия дошумерские".  

"Вообще, шумерский язык плохо вписывается в любую систему, хотя бы потому, что о нём мало что известно, но если притягивать за уши, то он структурно ближе всего к серии: баскский--этрусский--нахско-дагестанкие--абхазско-адыгейские--хурритский (Урарту)--бурушаски (предгорья Гиндукуша).

Хотя реальность существования этой средиземноморско-кавказской макросемьи не доказана, у этих языков много такого, что их объединяет и выделяет из языкового окружения. Если она существовала как единое целое, то это было очень давно -- скорее всего ещё в палеолите -- 10-25 тыс лет до н.э. и сравнительное языкознание так далеко проникнуть почти не может". 

Бытовой "матриархат". Наглядный пример.

 


Страусы против "естественного отбора" Дарвина.

 


Я давно уже видел этот диснеевский мультик про страусиху Гортензию, которая "строит глазки" Дональду и "пристаёт" к нему. Оказывается, такое поведение вполне нормально для страусов. 

В журнале «Вокруг света» № 11, ноябрь 2017, опубликована статья Алексей Опаева "Бабье царство: как устроено страусиное общество", в которой говорится, что "в семьях этих птиц царит абсолютный матриархат". 

"Молодые самки страусов впервые показывают самцам, кто будет хозяином в гнезде, уже на этапе формирования пары. Это важное действо приходится на тяжелейший сухой сезон, когда птицы большими группами, до сотни особей, собираются у немногочисленных невысохших водоемов. У страусих брачная активность проявляется раньше, чем у их будущих партнеров. Самка придирчиво осматривает самцов, выбирает одного и принимается ухаживать за ним. Счастливый избранник при этом продолжает заниматься своими делами, лишь изредка удивленно поглядывая на «выкрутасы» страусихи, которая вся вытягивается, поднимает крылья и хвост, одновременно испражняясь на виду у самца.

Через несколько дней или даже недель самец начинает отвечать взаимностью и проделывает те же «упражнения» уже синхронно с самкой. И вот тут дамы целиком берут руководство дальнейшими действиями кавалера на себя. Например, страусихам нравятся ритуальные поединки между самцами, и они направленно инициируют их, заигрывая с соседями. Соревнуясь за невесту, соперники грозно кружат вокруг друг друга, пританцовывая и вскидывая крылья, а самка стоит рядом и наблюдает за процессом. Но остаётся всегда с первоначальным избранником".

Да, на это надо обратить особое внимание: несмотря на брачные поединки самцов, самка всегда остаётся с первоначальным избранником, даже если он пустился в бегство.

Бытовой "матриархат".

По мнению политолога Екатерины Шульман, "мы — страна бытового матриархата. Причём это настолько у всех перед глазами, что никто не замечает. Матери семейств определяют, где живёт семья, как живёт, как тратятся деньги, где учатся дети, когда делать ремонт, куда поехать в отпуск. Отцы семейств решают важные вопросы: кто виноват — Россия или Америка, или кто начал Вторую мировую войну" (Источник).

"Когда говоришь «бытовой матриархат», - поясняет Е. Шульман, - люди слышат следующее: нам в России не нужен феминизм, у нас и так правят женщины. Нет, имеется в виду совершенно не это. Бытовой матриархат не делает жизнь женщин ни богаче, ни безопаснее, ни благополучнее."

"В условиях ограниченности ресурсов принятие решений по основным вопросам преимущественно лежит на женщине. Но в данной ситуации это скорее бремя, а не привилегия, поскольку вам надо свести концы с концами", - далее разъясняет Диляра Ибрагимова, доцент кафедры экономической социологии департамента социологии НИУ ВШЭ.

Да, такого рода бытовой "матриархат" я много раз встречал при исследовании обществ, сохранивших архаический уклад жизни. Об этом можно почитать, например, в моей записи "Своеобразный матриархат племени химба". Женщины химба всё тянут сами – детей, дома и скотину. Примерно такое же положение дел наблюдается и в тех обществах, которые называют матриархальными, - моусо в Китае, минангкабау в Индонезии. Женщины, обременённые домашним хозяйством, трудятся как пчёлки с утра до вечера, а мужчины у них - на подхвате. Бытовой "матриархат" широко распространён и в негритянских, пардон, афро-американских семьях современных США. Не знаю, как сейчас, а в 1950-60х годах существовало выражение Black Matriarchy (чёрный матриархат), которое было общепризнанным для описания отношений в семьях американских негров. Очевидно, такие "матриархальные" отношения сложились из-за того, что чернокожие "багама мамы" получали социальные пособия на детей, а их мужья частенько сидели дома без работы и жили на пособие.