03 октября 2023

«Дополнительный» муж.

У яномамо большая часть браков моногамны, но около четверти мужчин имеют по две или более жён. В таком случае в качестве жён предпочтительны родные сёстры. Каждая располагает собственным хозяйством, а муж живёт с той, к которой больше благоволит. Отношения между жёнами могут быть различными. Либо старшая приветствует приход в семью новой в качестве помощницы, либо отношения складываются недоброжелательными, вплоть до открытой вражды.

Заключение брака регулируется родителями. Жених обязан проявить себя успешным охотником и иметь достаточные навыки в садоводстве. Он преподносит свадебный подарок родителям и обязуется отдавать им в дальнейшем часть своей охотничьей добычи, а также помогать посильно в сельскохозяйственных работах. Родители предпочитают отдать дочь за женатого уже человека, который показал уже на деле меру своей работоспособности.

Поэтому молодые мужчины оказываются в невыгодном положении. Кое-кто из них готов присоединиться к уже сложившейся полигинной семье на положении второго, «дополнительного» мужа. Глава семьи поддерживает половые связи с обеими женщинами, позволяя второму контактировать с одной из них по собственному усмотрению. Такое положение вещей сохраняется до тех пор, пока младшему удастся приобрести собственную жену. В выборке по 24 семьям наблюдали пять подобных ситуаций. Впрочем, иногда подобные полиандрические отношения остаются довольно устойчивыми (Hames R. 1996. Costs and benefits of monogamy and polygyny for Yanomamö women // Ethology and Sociobiology. Vol. 17. No. 3. P. 181–199).

Да, уж... Полигиния, полиандрия и инцест "в одном флаконе". А как складываются отношения между «основным» и «дополнительным» мужьями? Я думаю, такие отношения без известной доли гомосятинки и садо-мазохизма невозможны.

Блин! Какие страсти-мордасти в джунглях Северной Бразилии! Какой "навороченный" сюжет для телесериала! «Са́нта-Ба́рбара» и в подмётки не годится.

Представители трибы яномамо
 

Размышления о традиции, навеянные обычаями хиваро.

Не знаю как сейчас, а раньше индейцы хиваро, то бишь мужчины хиваро, были охотниками за человеческими головами. Причём, судя по всему, головы убитых людей использовались убийцами для некромантии. Е. Н. Панов пишет: "Святыней, служащей общению с духами, считается кожа головы с волосами, которая искуснейшим образом, посредством целой цепочки сложных операций, предписанных традицией, отделяется от своей костной основы. Затем ей придают форму уменьшенного скульптурного портрета жертвы, сохраняющего все индивидуальные черты её лица. Это так называемые «сушёные головы», по-местному — тсантса.

тсантса

Изготовление такого муляжа — это ритуальное действо, выполняемое парой воинов под руководством военачальника. К делу приступают как можно скорее, на первой же стоянке по пути к дому. Кожу распаривают в воде, доведённой почти до кипения в керамическом сосуде специального назначения, который используется только один раз, после чего сразу же выбрасывается. Потом её набивают горячим песком и высушивают снаружи с помощью разогретых камней. Каждая операция сопровождается соответствующей словесной формулой. Тщательно расчесённые волосы скальпа будут закреплены на муляже после возвращения домой и нескольких церемоний, ожидающих их там по прибытии. Тогда же к изделию добавят украшение, сделанное в виде длинной пряди хлопковых нитей". 

Трофейные сушёные головы. Из: Jandial et al. 2004.