What the Bible says about
Nabi
The Old Testament uses three Hebrew words that are translated into the English word "prophet" or "seer": nabi, roeh, and hozeh.
Nabi
literally means "to bubble up." It describes one who is stirred up in
spirit. It is the most frequently used of the three by the Hebrew
writers. When the sense of "bubbling up" is applied to speaking, it
becomes "to declare." Hence, a nabi, or a prophet, is an announcer—one who pours forth the declarations of God.
John W. Ritenbaugh
Prophets and Prophecy (Part 1)
Источник
Итак, "наби" буквально означает "пузыриться, бить ключом, фонтанировать" (bubble up). Это слово описывает того, кто сильно взволнован или возбуждён, и, от преизбытка чувств, он начинает что-то бормотать/лепетать/журчать (babble).
Это принципиально важно, потому что Е. В. Приходько, автор монографии "Двойное сокровище", сначала говорит, что у Гомера "мантис" (μάντις) — это боговдохновенный пророк, а затем пишет, что "мантис никогда не впадал в состояние неистового безумия". "У нас нет никаких оснований считать, что внутреннее возбуждение пророка, его интуитивные прозрения сопровождались отключением самосознания и восприятия внешнего мира", - утверждает он. И ещё раз отливает в бетоне: "состояние пророка чуждо не только внешнего экстаза, но и внутреннего безумия".
Так, а теперь посмотрим на тот случай пророческого фонтанирования от преизбытка чувств, который достаточно подробно описан в Деяниях Апостолов.
В Деяниях Апостолов сказано, что "при наступлении дня Пятидесятницы"
(видимо, на рассвете или чуть раньше, при приближении рассвета)
"внезапно слелался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра", "и исполнились все Духа Святого". Когда Дух Святой "сошёл" на апостолов, они исполнились святого восторга и в ответ на небесный дар
вознесли к Небу слова хвалы и благодарения. Так как никакие человеческие
слова не могли передать ту невыразимую радость, которая возникла при
крещении Св. Духом, то апостолы молились восторженным, нечленораздельным
лепетом, божественным и детским в одно и то же время. Там сказано, что некоторые люди, слушая их лепет, насмехались над ними и говорили: "они напились сладкого вина" (Деян. 2:13). И потом ап. Павел, желая навести порядок в собраниях первых христиан, напишет им: "Если вся церковь сойдётся вместе, и все станут
говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, -
то не скажут ли, что вы беснуетесь?" (1 Кор. 14:23). Может быть поэтому, чувствуя близость между пророчествованием (= говорением
языками) и беснованием, ветхозаветные иудеи часто побивали камнями своих
пророков? Когда пророк ("наби") начинает "пузыриться, бить ключом, фонтанировать", - как узнать, какая сила, какой дух или бог говорит через него? В Средние века эта способность считалась одним из признаков демонической одержимости, так что Жанну д'Арк сожгли на костре по обвинению в бесновании: с нею говорили какие-то голоса, но чтó это были за голоса, - она и сама не знала.