27 июля 2023

Может ли боговдохновенный пророк быть "в своём уме"?

What the Bible says about Nabi

The Old Testament uses three Hebrew words that are translated into the English word "prophet" or "seer": nabi, roeh, and hozeh.

Nabi literally means "to bubble up." It describes one who is stirred up in spirit. It is the most frequently used of the three by the Hebrew writers. When the sense of "bubbling up" is applied to speaking, it becomes "to declare." Hence, a nabi, or a prophet, is an announcer—one who pours forth the declarations of God.

John W. Ritenbaugh
Prophets and Prophecy (Part 1)

Источник

Итак, "наби" буквально означает "пузыриться, бить ключом, фонтанировать" (bubble up). Это слово описывает того, кто сильно взволнован или возбуждён, и, от преизбытка чувств, он начинает что-то бормотать/лепетать/журчать (babble). 

Это принципиально важно, потому что Е. В. Приходько, автор монографии "Двойное сокровище", сначала говорит, что у Гомера "мантис" (μάντις) — это боговдохновенный пророк, а затем пишет, что "мантис никогда не впадал в состояние неистового безумия". "У нас нет никаких оснований считать, что внутреннее возбуждение пророка, его интуитивные прозрения сопровождались отключением самосознания и восприятия внешнего мира", - утверждает он. И ещё раз отливает в бетоне: "состояние пророка чуждо не только внешнего экстаза, но и внутреннего безумия".

Так, а теперь посмотрим на тот случай пророческого фонтанирования от преизбытка чувств, который достаточно подробно описан в Деяниях Апостолов. 

В Деяниях Апостолов сказано, что "при наступлении дня Пятидесятницы" (видимо, на рассвете или чуть раньше, при приближении рассвета) "внезапно слелался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра", "и исполнились все Духа Святого". Когда Дух Святой "сошёл" на апостолов, они исполнились святого восторга и в ответ на небесный дар вознесли к Небу слова хвалы и благодарения. Так как никакие человеческие слова не могли передать ту  невыразимую радость, которая возникла при крещении Св. Духом, то апостолы молились восторженным, нечленораздельным лепетом, божественным и детским в одно и то же время. Там сказано, что некоторые люди, слушая их лепет, насмехались над ними и говорили: "они напились сладкого вина" (Деян. 2:13). И потом ап. Павел, желая навести порядок в собраниях первых христиан, напишет им: "Если вся церковь сойдётся вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, - то не скажут ли, что вы беснуетесь?" (1 Кор. 14:23). Может быть поэтому, чувствуя близость между пророчествованием (= говорением языками) и беснованием, ветхозаветные иудеи часто побивали камнями своих пророков? Когда пророк ("наби") начинает "пузыриться, бить ключом, фонтанировать", - как узнать, какая сила, какой дух или бог говорит через него? В Средние века эта способность считалась одним из признаков демонической одержимости, так что Жанну д'Арк сожгли на костре по обвинению в бесновании: с нею говорили какие-то голоса, но чтó это были за голоса, - она и сама не знала.

Итак, мы видим, что ординарное сознание как бы блокирует духовные инспирации; чем более "сознателен" человек, тем менее он подвержен духовным влияниям.

Я, на своём веку, знал лишь одну девушку, которая сама, собственными глазами, видела "проделки" полтергейста. Она была, мягко выражаясь, с задержкой психического развития, да и самого слова "полтергейст" никогда не слышала. Но когда она рассказывала про то, что видела, я сразу отметил параллели с подобными историями, о которых я много читал в интернете. Очень характерно, что домовые духи чаще всего вступают в контакт с детьми и подростками, как заметила ещё Астрид Линдгрен в своей истории про Малыша и Карлсона. Дети, по сравнению со взрослыми, - это умственно неполноценные существа. Ну, или, скажем мягче, из сознание не такое "железобетонное", как у взрослых, оно ещё "мягкое", "пластичное" и "тонкое"; они не столь "сознательны", как взрослые. Девочки-девушки-женщины, в свою очередь, менее "сознательны", чем мальчики-парни-мужчины, и поэтому они более гипнабельны, более эмоциональны, более эмпатичны и медиумичны. Конечно, интенсивность медиумичности у них весьма разнообразна — от едва заметных проявлений и до феноменальной одарённости. Кстати, как правило, бесноватые в храмах — это именно женщины. Некий игумен Лавр из Почаевский Лавры говорит, что среди них в сто раз больше бесноватых (Источник).

Насколько я разумею, существует один-единственный канал духовной инспирации, и там можно встретить кого угодно, - от беса до Духа Святого. Подобно тому как на нижеследующей картинке рядом, плечо к плечу, идут обезьяна, австралопитек, удабнопитек, неандерталец и человек современного антропологического типа, homo sapiens, 

примерно таким же образом обстоят дела и в духовном плане. Какой дух или бог выйдет навстречу пророку? Очевидно, это в сильнейшей степени зависит от самого пророка. Кто будет "пузыриться" через пророка — игрунковая обезьяна или сверхчеловек? И как понять язык обезьяны или сверхчеловека? Тут, я думаю, не поможет даже и высокоразвитый интеллект пророка. Поэтому всё сводится, в конечном итоге, к эмоциональной окраске пророчества. Парадоксально, но в этом отношении пророчество имеет много сходства с тем, что рассказывают бабки про свои встречи с домовыми. "К худу или к добру?" - вот очищенное от "шелухи" "ядро" любого пророчества. Обратим внимание на то, что бабка обычно спит, её сознание отключено, когда происходит "близкий контакт третьего рода".

Наконец, я встану на позицию духа или бога-инспиранта и сделаю заявление с точки зрения, скажем так, горней силы, обращённой долу, в мир человеческий:

— Эй, человече! Если ты хочешь жить по своему собственному уму, ну и живи на здоровье, как ты жил прежде. Если же ты зашёл в тупик и не знаешь, что дальше делать, тогда зачем тебе твой ум? Ты уж там выбери что-нибудь одно — либо жить самодержавно, либо жить в соответствии божественным откровением. Чтобы жить по Евангелию, много ума не требуется; Иисус поставил детей несмышлённых в пример своим ученикам. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий