03 апреля 2023

патриархат на службе у Маммоны

Август Бебель пишет:

"Господство частной собственности утвердило подчинение женщины мужчине. Муж, как частный собственник, был заинтересован в детях, которых он мог рассматривать как законных и делать наследниками своей собственности; он принудил поэтому женщину прекратить половые отношения с другими мужчинами. За собой же он сохранил право наряду с собственной женой или жёнами иметь ещё столько наложниц, сколько ему позволяли обстоятельства. И дети этих наложниц рассматривались как законные дети. Мужчина принуждает женщину к брачной верности, но не признает её для себя; если жена нарушает верность, то она совершает самый тяжёлый обман по отношению к новому господину; она приносит ему в дом чужих детей как наследников его собственности, поэтому у всех древних народов нарушение брачной верности со стороны жены наказывалось смертью или рабством". 

Деньги — удивительная субстанция: когда их становится не просто много, а очень много, они обретают субъектность и свой собственный интерес.

Филологическое.

Самцы лягушек просили меня обратить внимание общественности на отсутствие маскулятива от слова "лягушка". Нет ли здесь... ?

Патриархальные "коды" в языке

qse в заметке "Мужской личностный код" говорит, что в польском языке существует интересная конструкция, в которой, как в зеркале, отражается индо-европейский ("арийский") патриархальный менталитет.

Перевод:

такие люди, такие мужчины, такие женщины и такие дети; такие лошади и такие подковы
tacy ludzie, tacy mężczyźni, takie kobiety i takie dzieci; takie konie i takie podkowy

Наличие хотя бы одного мужчины в группе предписывает использование особой лингвистической конструкции: rodzaj męskoosobowy liczby mnogiej. В примере выше это соответственно слова tacy или takie в зависимости от наличия мужчины. Женщины, соответственно низведены возвышены до одного уровня с детьми, животными и неживыми предметами.

Язык — самая мощная и самая "живучая" традиция из всех существующих традиций. И наверно в языке имеются специфические "коды", которые "программируют" другие традиции, в частности, патриархальную традицию. Ребёнок, изучая язык (в данном случае, польский язык), на бессознательном уровне усваивает "истину" о том, что "курица - не птица, баба - не человек".

Интересно, откуда появляются эти языковые "коды"? Вот совсем не факт, что если я, к примеру, придумаю какой-то языковой "код" и пущу его гулять по Сети, то его подхватят народные толпы и он войдёт в "плоть" и "кровь" русского языка. С другой стороны, как пишет Гоголь в частном письме по поводу одного частного дела, "Человек от праздности и сглупа брякнет слово без смысла, которого бы и не хотел сказать (не так ли именно Бобчинский и Добчинский брякнули слово "ревизор"?). Это слово пойдёт гулять; по поводу его другой отпустит в праздности другое; и мало-помалу сплетётся сама собою история, без ведома всех. Настоящего автора её безумно и отыскивать, потому что его не отыщешь...".