21 ноября 2021

Матриархат «чистейшей воды»; он же — «священный» матриархат.

Бинукот - это доколониальная традиция висайцев на Филиппинах, согласно которой юная девушка уединяется с расчётом на то, что уединение приведёт к тому, что в будущем женихи будут больше ценить эту девушку. Название буквально означает "закутанная" или "завуалированная" на висайских языках, в смысле уединения.

Эта практика сохранялась до недавнего времени среди народа сулоднон (Панай-Букиднон), потомков древних висайцев, избежавших испанского обращения. Они скрывали женщин от посторонних глаз с самого детства. Даже когда жених посещал бинукот, родители бинукот развлекали жениха, а её саму держалит в своей комнате, но она могла показать кончик ногтя.

Девочка-бинукот уединяется родителями в возрасте трёх или четырёх лет. Бинукот не выходит на солнце и не допускается к работе, а когда она купается, её сопровождают родители. В результате такой практики получается светлая, хрупкая, тонкокостная и длинноволосая женщина.

Бинукот не разрешается выполнять тяжёлую работу, но она может ткать в своей комнате. Для выполнения другой работы ей предоставляются служанки. 

По традиции, бинукот не должна попадаться на глаза ни одному мужчине с детства и до достижения половой зрелости. Только члены семьи и женщины-служанки, называемые апид, могут встречаться с ней лицом к лицу. Она часто купается вечером, чтобы уберечься от мужских глаз, а также для защиты от солнца. С этой же целью для неё может быть сделан импровизированное крытое ограждение для купания в реке. Мужчины могут быть наказаны смертью, если посмотрят на женщину-бинукот без разрешения.

Когда бинукот готова к замужеству, часто в возрасте 13-14 лет или моложе, её родители просят высокий пангаю (выкуп за невесту) у семьи жениха.

Никомуневерящие.

Как говорится, ничто не ново под луной. И нынешнее массовое антивакцинаторство — не новость для России. Уже в стародавние времена, чуть ли не при царе Горохе, имелись у нас свои домарощенные "антиваксеры".


"В России за 10 лет меняется всё, а за 200 лет ничего не меняется" (Пётр Столыпин).


 

Антонио Валера об иберийских ронделах (6).

Окончание. Начало см. в Антонио Валера о португальских ограждениях и Антонио Валера о португальских ограждениях (2), Антонио Валера об иберийских ронделах (3), Антонио Валера об иберийских ронделах (4) и Антонио Валера об иберийских ронделах (5).


Антонио Валера демонстрирует эту антропоморфную фигурку из контекста захоронений кремированных останков человека в центральной части рвов Пердигоэс.  

Об этих совинообразных идолах Иберии рассказывала mazayka_urza в записи "Совоокая богиня Лос-Милларес". 

А вот этот разбитый сосуд, кажется, приоткрывает тайну заполнения рвов черепками керамической посуды.

А. Валера комментирует изображение:

"В центре рва Пердигоэс обнаружены контексты захоронения кремированных останков человека, датируемые серединой III тысячелетия и не имеющие аналогов в Иберии. Эти останки были перенесены в больших горшках и помещены в ямы. Некоторые горшки были разбиты на месте в ямах вместе с человеческими останками. Для других были открыты небольшие ямы для приема разбитых черепков этих горшков. Так было с ямой 91, куда попала часть большого горшка и куча черепков от другого, более крупного. Это не погребальная яма, а яма, связанная с ритуалом (включающим разбивание горшков), проводимым в этой местности в отношении кремированных останков человека".

Воршуды как реликты родовых делений удмуртов.

Интересно, что у удмуртов вплоть до XX века сохранялись реликты родовых делений, восходящих к эпохе матриархата, к тотемизму. Речь идёт о родовых божествах - воршудах. По данным Н. Г. Первухина, воршуд — это родовое божество, носящее имя родоначальника, или, как он замечает, скорее родоначальницы. Значение слова воршуд — род, поколение, относящееся исключительно к лицам женского пола. Это фамилия матери, переходящая через дочку к внучке и таким образом сохраняемая в потомстве. 

Н. Г. Первухин в течение всей своей жизни собирал сведения о воршудах путём расспросов священников удмуртских приходов, местной интеллигенции, учащихся-удмуртов. Ему удалось обнаружить на территории Глазовского уезда следы 50 воршудно-родовых групп и на этой основе высказать предположение о том, что у удмуртов существовало 70 воршудных групп. 

Известный этнограф, фольклорист, чл.-кор. АН СССР Д. К. Зеленин посвятил статью анализу удмуртского воршуда. Он считает, что некоторые родовые имена удмуртов восходят к именам животных, очевидно, тотемов. 

Некоторые этимологии: биё «улитка» > Бня; дукья «глухарь» > Ддкъя; дургали, дурга-дарга «майский жук» > Дурга; заны «водяной паук» + -ка — аффикс > Занка; зоз, диал. сев. зезы «кузнечик» + -я — аффикс > Зезья; юмы «овод, паут» + -я — формант > Юмъя > Зумъя; ин (*инм) «небо» + *ес ~ йбс «люди; народ» > Имъес (Инмес, Иммес); какся «цапля» > Какся; кибы «букашка, жучок, мелкое насекомое» + -я — аффикс > Кибъя; конъы «белка» + -,га — аффикс > Коньга; куака «ворона» > Куака; *крч «хищная птица; орёл» (ср. пиякуш «канюк; коршун»; урткыч «летучая мышь»; чуньыкыч «ястреб-тетеревятник») + -я — аффикс > Кушъя; лузь I к. лддз «овод, слепень» + -я — аффикс > Лозя; коми моля: малязи малямуш «пчела; шмель» > Маля; -мень: ичимень «сноха; невестка» + -я — аффикс > Монья; ныл «девочка, девушка» + -га — аффикс > Нылга; поляка «перепелка» > Паляка; пелё «филин; сова» + -,га — аффикс > Пельга; пдськы, диал. поськы «стриж» > Поска ~ Поська; пыч, диал. пыш «блоха» + -я — аффикс; > Пышъя; съом «рыбья чешуя» + -о — аффикс > Сьома; сер «куница» + ч/ — аффикс > Сюра; сян - чан «норка» + -я — аффикс > Сянья; тур «тетерев» или тури «журавль» + -я — аффикс > Туръя; узьы «младшая сестра мужа; золовка» + -я — аффикс > Узя; уля «пескарь» > Уля; коми ур «белка» + -га — аффикс > Урга; чипы «птенчик»; «цыпленок» + -я — аффикс > Чипья; сяла «рябчик» > Чала; коми чуйпи «щуренок, маленькая щучка» (пи ^детёныш; молодь» > Чуйя + -я — аффикс; *чунчы «крот» > Чунча; юбер «дрозд», диал. «скворец» + -д — аффикс > Юбера; коми йдра «лось» > Юра; юсь «лебедь» + -ка — аффикс > Юська.

Антонио Валера об иберийских ронделах (5).

Продолжение. Начало см. в Антонио Валера о португальских ограждениях и Антонио Валера о португальских ограждениях (2), Антонио Валера об иберийских ронделах (3) и Антонио Валера об иберийских ронделах (4).

Вот ещё одна непонятная странность. Система рвов в Порто-Торрау (Феррейра-ду-Алентежу, Бежа) представляет собой параллельные и концентрические рвы на расстоянии около 30 м друг от друга. По размерам они похожи на большинство известных рвов, однако система двойных рвов Порто-Торрао отличается одним важным аспектом: наличием через каждые 25 м небольших туннелей, соединяющих оба рва.

Источник картинки

А. Валера показывает фото северной части ограды Салвады.