21 ноября 2021

Антонио Валера об иберийских ронделах (6).

Окончание. Начало см. в Антонио Валера о португальских ограждениях и Антонио Валера о португальских ограждениях (2), Антонио Валера об иберийских ронделах (3), Антонио Валера об иберийских ронделах (4) и Антонио Валера об иберийских ронделах (5).


Антонио Валера демонстрирует эту антропоморфную фигурку из контекста захоронений кремированных останков человека в центральной части рвов Пердигоэс.  

Об этих совинообразных идолах Иберии рассказывала mazayka_urza в записи "Совоокая богиня Лос-Милларес". 

А вот этот разбитый сосуд, кажется, приоткрывает тайну заполнения рвов черепками керамической посуды.

А. Валера комментирует изображение:

"В центре рва Пердигоэс обнаружены контексты захоронения кремированных останков человека, датируемые серединой III тысячелетия и не имеющие аналогов в Иберии. Эти останки были перенесены в больших горшках и помещены в ямы. Некоторые горшки были разбиты на месте в ямах вместе с человеческими останками. Для других были открыты небольшие ямы для приема разбитых черепков этих горшков. Так было с ямой 91, куда попала часть большого горшка и куча черепков от другого, более крупного. Это не погребальная яма, а яма, связанная с ритуалом (включающим разбивание горшков), проводимым в этой местности в отношении кремированных останков человека".

То есть, можно предположить, что пепел кремированных покойников приносился в горшках в пределы ограждений, после чего горшки с пеплом разбивались. Таким образом осколки сосудов попадали в канавы.

Возможные параллели африканских и иберийских ограждений:

африканские

и некоторые португальские

А здесь мы можем видеть находки медных инструментов в ограждении Пердигоэс:

"Сырьё, тигли, шлак, молотки, артефакты и отходы встречаются в значительном количестве", - говорит А. Валера. Это напоминает нам Кносский храмовый комплекс ("дворец-лабиринт"), вокруг которого тоже было множество всяких мастерских и торговых "точек", предлагавших товары паломникам. Да, и любопытно было бы узнать датировку сих инструментов. Мне кажется, они принадлежат к культуре колоколовидных кубков, которая сама уже не строила ограждений, но использовала самые крупные из них в своих утилитарных целях.

Интересно, что останки собак встречаются рядом с останками людей.


Причём, как говорит А. Валера, "недавние изотопные исследования, проведенные в рамках проекта, финансируемого Португальским научным фондом (разработанного Era Arqueologia, ICArEHB-UAlg и Hércules-UÉvora), показывают, что люди и собаки имели схожий рацион питания (причем собаки находились на одном трофическом уровне с людьми)".

Это может свидетельствовать о том, что собаки почитались как священные животные и их намеренно держали и кормили, как стражей могил.

                               Маска Анубиса, защитника могил (ок. 3100 – ок. 2890 до н. э.).

По всей видимости, практика строительства ограждений является мегалитической по духу, так как некоторые ограждения примыкают к "большим камням" и инкорпорируют их в свои структуры. В качестве примера А. Валера приводит небольшое ограждение Фрага-да-Пена.

Пердигоэс напоминает британский Стоунхендж. Прямо в центре этого ограждения (диаметр которого составляет 450 м) находится деревянный круг диаметром 20 м с несколькими концентрическими рядами палисадов и столбов, со входом, выровненным по летнему солнцестоянию. Внешние ряды были датированы 2800-2600 гг. до н.э.



Комментариев нет:

Отправить комментарий