20 ноября 2021

Антонио Валера об иберийских ронделах (4).

Продолжение. Начало см. в: Антонио Валера о португальских ограждениях и Антонио Валера о португальских ограждениях (2) и Антонио Валера об иберийских ронделах (3).

Антонио Валера собственной персоной.

А. Валера приводит в своём блоге нижеследующее изображение и говорит: "Вот так была сделана внешняя канава Бела Виста 5. Не сразу, а последовательностью коротких рвов, которые перекрывают друг друга и отличаются по глубине и толщине, как видно из различных профилей, полученных в нескольких областях" (Источник). 

И далее следуют выводы: "Естественно, это разграничение не имеет функционального значения для обороны, циркуляции воды или другой более практической цели. Секции были сделаны для заполнения (и некоторые были заполнены до открытия следующей секции). И они заполнены камнями и гончарными черепками: ни фауны, ни человеческих останков, ни каменных орудий, ни ткацких станков не было найдено на исследованных участках этого "рва". Только керамика, что свидетельствует о чётком отборе определённой категории материала.

Остатки фауны встречаются в некоторых внутренних ямах. Внутренняя маленькая канава, напротив, имеет некоторые фаунистические остатки, связанные с черепками керамики, и огораживает участок с одной ямой-могилой. Все данные из этой ямы указывают на то, что здесь проводились высоко ритуализированные практики".

Кстати, во внутренней части этого небольшого рваного ограждения Бела Виста 5, внутри маленькой ограды, находится одна яма, использовавшаяся для захоронения женщины, а также три горшка, колун и наконечник стрелы "Палмела" (вот вам и теория "мужчины-воина" для могил "горизонта Феррадейра"). Она датируется последней четвертью третьего тысячелетия до нашей эры. Интересно отметить, что яма-могила находится не в центре этой небольшой ограды диаметром всего 6/7 м, а сбоку, как это часто бывает в мегалитических камерах. 


Фактически, весь контекст наводит на мысль о памяти неолитических времён, включая свидетельства манипуляций с телом после первого захоронения. Внутренняя ограда, похоже, была построена для этой могилы, а внешний ров показывает практику, которую можно понять только в контексте высоко церемониальной деятельности. "И всё это ради одной женщины? Если да, то она, несомненно, была важной персоной", - делает заключение А. Валера.

Когда мы слышим слово "ограждение", мы, по умолчанию, сравниваем ограждение с осаждённой крепостью. Термин "ограда" наталкивает на мысль о том, что что-то должно быть защищено внутри ограждения. Однако Ричард Брэдли предложил интересный взгляд на британские ограждения. Этот вид ограждений имеет внутренний ров, окружённый внешним валом. Брэдли заметил инверсию "оборонительной" стратегии: вал, который должен находиться внутри рва для защиты внутреннего пространства, на самом деле находится снаружи рва. Таким образом, он предполагает, что хенджи не обороняли внутреннее пространство от внешних посягательств, а, наоборот, обороняли внешнее пространство от того, что находилось внутри хенджей. "Давайте подумаем о современных кладбищенских стенах. Кого они защищают?  Тех, кто внутри, или тех, кто снаружи?", - задаётся вопросом А. Валера.

Да, это очень интересный вопрос... И, размышляя над этим вопросом, я почему-то вспомнил про волшебную лампу Аладдина. Джинн находится внутри лампы, и лампа является преградой, "ограждением", защищающим людей от злого духа. 

Пожалуй, дольмены тоже можно причислить к "волшебным лампам Аладдина".

Но, как я уже говорил неоднократно, главное в дольмене — возможность открытия "лампы" в тот момент, когда это нужно. Возможно, и дольмены, и ограждения открывались во время зимнего солнцестояния. Открывались на непродолжительный период времени, и вновь закрывались. Здесь можно усмотреть архаические "корни" древнеримских Сатурналий и кельтского Хэллоуина.

А. Валера указывает, что в комплексе земляных ограждений Пердигоэс есть участок полукруглой формы, в восточной части, где находится скопление гробниц.

Он говорит, что сначала появились гробницы, а потом уже были выкопаны рвы, и именно наличие гробниц обусловило изгиб рва. 

Самый древний ров в Португалии был зарегистрирован в Сенхора-да-Алегрия и относится к раннему неолиту, датируемому третьей четвертью 6-го тысячелетия до н.э., с одним из самых высоких процентов "кардиальной" декорированной керамики, известной в западной Иберии.

распространение кардиальной керамики


Комментариев нет:

Отправить комментарий