Ф. Ф. Зелинский красочно описывает обожествление природы древними эллинами.
"Для греческого сознания мёртвой природы не было: она вся была жизнью, вся — духом, вся — божеством; она
«Царица гор, ключ жизни вечный, Зевеса матерь самого».
(Софокл)
Ей поклоняются среди белых скал; здесь, в горах, сильнее чувствуется Единая жизнь Её самой, нетленного источника всех отдельных жизней, великой матери-Земли".
Помянув мимоходом Мать-Землю, Ф. Ф. Зелинский сразу же переходит к духам Матери-Земли.
"Древний эллин окружил себя и свою человеческую жизнь целым сонмом природных божеств, то ласковых, то грозных, но всегда участливых. И, что важнее, он сумел вступить в душевное общение с этими божествами...
Из недр земли, из расщелины скалы бьёт прохладный родник, распространяя зелёную жизнь кругом себя, утоляя жажду стада и их владельца: это — богиня, нимфа, наяда.
нимфа |
Воздадим ей лаской за ласку, покроем навесом её струю, высечем бассейн под ней, чтобы она могла любоваться на его зеркальной глади своим божественным обликом. И не забудем в положенные дни бросить ей венок из полевых цветов, обагрить кровью закланного в её честь ягнёнка её светлые воды. Зато, если мы в минуту сомнения и душевной муки придём к ней, склоним своё ухо к её журчанию — и она вспомнит о нас и шепнёт нам спасительный совет или слово утешения. А если то место, где она струит свои ясные воды, удобно для человеческого селения — здесь может возникнуть и город, и будет ей всенародная честь, всеэллинская слава. Такова Каллирроя в Афинах, Дирцея в Фивах, Пирена в Коринфе. Будут каждое утро сходиться к храму наяды городские девушки, чтобы наполнить её водой свои кувшины и потешить её участливый слух своей девичьей болтовнёй, и будут граждане в её очищающих струях омывать своих новорожденных детей.