14 июня 2023

Сабинянки и гуси: что между ними общего?

Александра Баркова, рассказывая о Ромуле и Реме, легендарных братьях-основателях Рима, выходит на тему древних мужских инициатических союзов. "То есть когда неженатые парни живут в лесу, занимаются разбоем, и это оказывается неким вариантом волчьего братства. Волчьи союзы, между прочим, у и славян вполне себе зафиксированы. Так что у нас такое тоже было. И вот, видимо, такой волчий союз и лежит в основе сказаний о Ромуле и Реме. Потому что основной сюжет, связанный с тем, что к Ромулу прибиваются всякие разные асоциальные юноши и они становятся его братством, он будет основным ходом иметь похищение сабинянок. <...>


После чего братья и отцы похищенных девушек идут на этот самый Рим войной. Но в самый волнующий момент на поле боя выбегают похищенные,
уже не в качестве молодых дев, а матерей, и у них у всех уже дети на руках (видимо, долго собирались братья и отцы), и они стали умолять своих братьев и отцов не вести войну против их мужей и таким образом положили конец войне".

Жак-Луи Давид. Сабинянки, останавливающие сражение.
 
фрагмент

Лунный бык смерти.

Александра Баркова говорит, что "страсть Пасифаи к быку – это один из самых архаичных мифов в истории человечества. Миф не как повествование, а как изображение женщины, совокупляющейся с быком, насчитывает около сорока тысяч лет, и мы можем называть его одним из древнейших мифов. И образ женщины, которая без всякой там коровы, а самым, с позволения сказать, естественным способом отдаётся быку, нам известен. На другом конце Евразии он очень хорошо представлен в индийской культуре. И через неё – в культуре тибетской. Там эти изображения связываются с богом смерти, который, во-первых, сам имеет бычью голову, а во-вторых, стоит на быке, совокупляющемся с женщиной. В Тибете эти изображения весьма натуралистичны, и смотреть на них жутковато".

 

Да, я думаю, здесь мы имеем дело с центральной мифологемой матриархата. 

Чтобы осознать, как функционировала эта мифологема в первобытном обществе, надо примерить на себя "шкуру" первобытного человека.

Вот, я живу в общине верхнего палеолита, - и что я вижу? Девочка до 13-ти лет ничем не отличалась от мальчиков, но с 13-ти лет она стала, как все женщины, переодически удаляться из общины. И я стал замечать, что в это же время "рогатый" месяц исчезает с неба. И потом вдруг - оба-на! - наша девочка забеременела и родила ребёночка.

А иногда случается и так, что женщина, находящаяся в "самоизоляции", после встречи с лунным быком беременеет новой жизнью духа, она становится одержимой и говорит голосами умерших людей. Значит, думаю я, мёртвые обитают где-то в потустороннем мире, в "ином живленьице", а встреча с ними возможна на "перекрёстке двух миров". Туда, на этот "перекрёсток", отправляются на свидание с небесным быком все женщины, и оттуда они приносят семена новой жизни. 

В наше время эта мифологема не "работает", потому что каждая "сопля" ныне имеет смартфон с подключением к Сети, где можно увидеть как люди занимаются сексом. Но раньше-то этой возможности не было! В своём роду люди жили все вместе как братья и сёстры, и вдруг - откуда не возьмись - появляется ребёночек. Как известно, "девичья память короткая", да и никто не спрашивает у неё, кому она "дала". Знают лишь, что стала она по ночам отлучаться из "большой семьи", уходить и прятаться в шалаше, где её никто не видит. Вот, наверно, от быка и забеременела.  

Гермы и кандилакии.

Интересно, связаны ли современные православные кандилакии в Греции с древнегреческими гермами?

Иногда их ставят на местах автокатастроф с летальным исходом. А иногда и как мемориальные знаки каких-либо значительных событий в жизни людей. Teika сообщает о двух историях установки канделакий, которые рассказал гид:

- Мужчине понадобилось срочно уехать в командировку. Дома оставил беременную жену, которая вот-вот должна была родить. И вот возвращается он домой, ему звонят и сообщают, что сын родился. Мужчина по тормозам, остановился, баллончик с краской достал из багажника, метку на дороге нарисовал, потом приехал и поставил церквушку.

- Ехал мужчина неторопливо к морю, девушка пыталась его обогнать. Раз пыталась, второй, третий, в итоге столкнулись. Никто не пострадал, только машины.Пока разбирались кто прав, кто виноват, успели влюбиться и пожениться. В итоге после свадьбы приехали и церквушку поставили на месте ДТП. Потом он уверял, что она водить не умеет, а она, что он газу прибавил в момент обгона...

Вообще говоря, традиция — штука очень живучая, и, вполне возможно, что какими-то тайными подземными ходами древняя языческая практика сооружения герм перешла в аналогичную практику строительства кандилакий.

У нас, в России, подобный "самострой" в принципе невозможен. Я у себя к дому пристроил веранду, и то уже загибали, всё время бросают мне в почтовый ящик свои бумажки с предложением вызвать кадастрового инженера для поготовки кадастрового плана. И при этом стращают: "Если на земельном участке расположена самовольная постройка, рекомендуем её узаконить т. к. согласно части 2 ст. 222 ГК РФ - Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на неё право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки". Тут даже и думать нечего, чтобы "без санкции соответствующих органов" построить где-нибудь какую-нибудь часовенку.