01 декабря 2022

О превращении "бычка" в "бычару".

Имя скандинвского бога-громовержца Thor значит 'бык', и сам он изображался с бычьими рогами. Ариэль Голан говорит, что имя Thor, так же как и название его атрибута, грома donner, torann, не индоевропейские в своём генезисе. Славянское тур (tur), греческое tauros, латинское taurus 'бык' имеют эквиваленты в неиндоевропейских языках, например турецкое tur 'телёнок', ассирийское towra 'бык'. Имя божества Thor тоже не ограничивается сферой индоевропейской мифологии. Taara, Toore, Tuuri в мифологии эстонцев, финнов, карелов — бог неба и грома. В мифологии обских угров Torum — бог неба. В древней Малой Азии почитался Тархунт; в хеттских надписях он именуется "бог грозы небесный". Предшественником его был хаттский (т. е. не индоевропейский) Тар'у, Тарху (Tarhu). 

Интересно, каким образом неолитический владыка преисподней оказался на небе? Я думаю, здесь всё дело в акцентуации. В качестве наглядного примера можно привести современную практику переписывания истории: о чём-то авторы умолчали, о другом они обмолвились лишь одним словом, а где-то они "раздули из мухи слона". "Вуаля!" - и кролик из шляпы новый учебник для детей готов. Примерно так же, на мой взгляд, происходило "переформатирование" неолитической матриархальной религии в рамках новой патриархальной идеологии. Если раньше быкоголовый бог преисподней был "под спудом" у богини (на что указывает местонахождение Минотавра) в подземелье Лабиринта, то затем, освободившись из-под материнской опеки, он гордо вознёсся на небеса. 

В более наглядном и даже слегка утрированном виде эту картину можно представить себе следующим образом. Здесь, в сцене с Пасифаей и маленьким Минотавриком, мы видим подчинённое положение быка в матриархальном обществе.


А в патриархальных обществах этот бычок превращается в "бычару" монструозных размеров и садится верхом на шею своей матери.


Как-то вразумить или "отшлёпать" этого "бычару" не представляется никакой возможности.

Бычье семя.

Ариэль Голан напоминает о том, что в Ригведе бог луны Сома часто характеризуется эпитетами "бык" и "самец". В Авесте говорится, что "луна содержит в себе семя быка". Аккадский бог луны Син считался первопредком людей; ему была посвящена суббота. В. Иванов объясняет связь хеттских arma 'луна' и armahh 'делать беременной' "физиологическими лунными циклами".

Интересно это воззрение на луну как на "семянохранилище", бычью мошонку с яйцами и сперматозоизами в них. Потому что лунный бык однозначно соотносился с богом преисподней. В хаттском, адыгском и кетском языках слова, обозначающие луну и жёлтый цвет, одного корня; это потому, что жёлтый цвет — цвет золота, а золото и луна — атрибуты одного и того же божества преисподней. Под этим углом зрения любопытно взглянуть на древнегреческий миф о Данае, которая заберенемела от золотого дождя.


Даная закрыла глаза от преизбытка блаженства. "Охмурённая" Зевсом, она не ведает того, что дождик-то прямо из преисподней! 

Эта мифологема отчасти контаминирует с христианским догматом о первородном грехе. Ева вкусила "запретного плода", после чего родила "сатанинское отродье" Каина, который убил брата своего Авеля и положил начало злодеяниям рода человеческого. После этого все дети стали рождаться ущербными в моральном отношении. В 50 псалме об этом говорится: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50, 7). Этими словами Писание подтверждает, что, по существу, уже в момент зачатия человек оказывается «первородно-грешен». Мужские сперматозоиды даже по внешнему виду напоминают змея, совратившего Еву.

Как видно, уже в эпоху неолита имелось представление о том, что мужское семя - "нечисто", раз оно соотносилось с рогатым богом преисподней. И, вероятно, в то время существовали женские конгрегации дев (в смысле - девственниц), служительниц "Царицы Небесной", которые составляли жреческий "корпус" религии Богини.