02 апреля 2023

У евреев в синагоге - патриархат, а дома - матриархат?

Интересные сведения об иудействе в монографии Августа Бебеля "Женщина и социализм":

"Признаком приниженного положения, занятого позднее женщиной у евреев, является то, что ещё и в настоящее время (1878 год) женщины в синагоге занимают отдельное от мужчин место во время богослужения и что о них не упоминается в молитвах [1]. По представлению древних евреев, женщина не считается членом общины; в политическом и религиозном отношении она представляет собою нуль. Если собираются вместе десять мужчин, они должны совершать богослужение; женщины же, сколько бы их ни собралось, не получают этого права".

А вот иное мнение, взятое с одного еврейского сайта:

"Женщина в еврействе всегда занимала ключевой «пост»: недаром на иврите её называют «акерес а-байс», «корень дома». Главная в доме – жена. Одного еврея на его «золотой» свадьбе спросили: как получилось, что они с супругой всю жизнь сохраняли тёплые отношения?
– Поженившись, мы решили: главными вопросами занимаюсь я, а всем остальным – супруга, – ответил он. – Например, за кого голосовать – решаю я, и о политике на Ближнем Востоке слово – за мной. А мелочами вроде: кого пригласить в гости, какое образование дать детям и прочими текущими вопросами занимается жена…" (Источник). 

Получается, что у евреев в синагоге - патриархат, а дома - матриархат? 

-------------------------------------------------------------------------------

[1] В древнейшей части города Праги находится маленькая синагога, которая существует с VI столетия и считается самой старинной синагогой. Когда посетитель спускается на семь ступеней вниз, в полутёмное помещение, он замечает в противолежащей стене несколько отверстий в виде амбразур, ведущих в совершенно тёмное помещение. На вопрос, куда ведут эти отверстия, нам проводник ответил: в женское отделение, где женщины слушают богослужение. Современные синагоги устроены более приветливо, но отделение женщин от мужчин соблюдается и поныне.

Женщина-домохозяйка+священнослужительница=матриарх.

Если в настоящее время, в рамках атомарной семьи (папа+мама+дети), мужчины-отцы частенько отдают бразды семейного правления своим жёнам-матерям, то, спрашивается, почему в первобытном обществе должно было быть иначе? Матриархат как бы сам собою произрастает из повсеместного ведения женщинами домашнего хозяйства. Если взять традиционный "большой дом", то в нём женщины-домохозяйки вместе с детьми (которые всегда на стороне матерей) численно превосходят мужскую часть общины. "Женщина — руководительница и начальница этого семейного товарищества и пользуется поэтому высоким уважением как в доме, так и в делах семьи по отношению к племени. Она — умиротворительница и судья и, как священнослужительница, выполняет требования культа. Частое появление королев и правительниц в древности, их решающее влияние даже тогда, когда царствуют их сыновья, например в Египте, является следствием материнского права", - говорит А. Бебель. - "Вот что рассказывает Тацит в своей «Германии»: «Германцы думают, что в женщине живёт нечто священное и пророческое, поэтому они с уважением относятся к советам женщин и прислушиваются к их изречениям». Диодор, живший во времена Цезаря, глубоко возмущён положением, которое женщины занимают в Египте. Он узнал, что не сыновья, а дочери кормят своих престарелых родителей. Поэтому он презрительно пожимает плечами по поводу бабьих рабов на берегах Нила, рабов, которые уступают права лицам слабейшего пола в домашней и общественной жизни и позволяют им вольности, которые греку или римлянину должны бы показаться неслыханными".

По словам Геродота, египтяне были благочестивейшим и религиознейшим из всех народов древнего мира.

Роспись гробницы Небамона (фрагмент), XVIII династия, 1390 год до н.э., Британский музей

Вот это - самое главное! У древних египтян не было таких женщин-"хабалок", которые имеются в современном безрелигиозном обществе. Поэтому, конечно, "баборабство" древних египтян отличалось от современного "баборабства" самым радикальным образом. Одно дело - целовать песок, по которому ходила "богиня", и совсем другое дело - целовать песок, по которому ходила "хабалка".

Я думаю, что если взять современных женщин таких, какие они есть (то есть без религиозной "ауры"), и отдать всю власть в их руки, такое "матриархальное" общество ничем не будет отличаться от патриархального общества.

Главное в священном матриархате - не сами женщины, а "женские" "мягкие" принципы управления обществом, которые по духу близки евангельским принципам.

Против Бебеля, Моргана и Бахофена.

Читаю и комментирую Августа Бебеля "Женщина и социализм" (М., Госполитиздат. - 1959):

"Женщину и рабочего объединяет то, что оба они угнетённые.

Много сходного в положении женщины и рабочего, но в одном женщина идёт впереди рабочего: она — первое человеческое существо, попавшее в рабство. Женщина сделалась рабой раньше, чем появился раб
".  

...........................................................

"Каждый по-своему, Бахофен и Морган, открыли, что отношения полов у народностей на первых ступенях человеческого развития значительно отличались от существовавших в историческое время и у современных культурных народов. В особенности Морган благодаря своему долголетнему пребыванию среди североамериканских ирокезов и на основании сравнительных исследований, к которым его побудили личные наблюдения, открыл, что все народности, ещё значительно отсталые в культурном отношении, имеют системы семьи и родства, совершенно отличные от наших, но существовавшие в сходном виде у всех народностей на первых культурных ступенях.

Морган нашёл, что обозначения для степеней родства — отец, мать, сын, дочь, брат, сестра, в применении которых у нас не может быть никакого сомнения, там выражают совсем иные отношения. Ирокез называет не только своих детей своими сыновьями и дочерьми, но также и всех детей своих братьев, и эти дети называют его отцом. Ирокезка называет не только своих детей своими сыновьями и дочерьми, но также и детей всех своих сестёр; в свою очередь дети последних называют ее матерью. Эту систему родства мы встречаем не только у всех американских индейцев, но и у древнейших обитателей Индии, дравидских племён Декана и гаурских племён Индостана; мало того, исследования, произведённые после Бахофена, показывают, что подобный порядок в первобытное время существовал повсюду". 

...........................................................