15 декабря 2024

К вопросу о "священной проституции".

Из исследования Рене Жирара «Насилие и священное» можно сделать вывод о том, что основная мысль автора состоит в том, что жертвоприношение есть механизм локализации насилия, подмены одного объекта насилия другим, менее значимым. В этом суть института жертвоприношения.

Ну, меня тоже искушала подобная концепция, когда я размышлял о т. наз. "священной проституции". Чтобы предотвратить гораздо большее насилие со стороны молодых мужчин, у которых "в яйцах дети пищат", чтобы "канализовать" их агрессивное поведение, женщины из своей среды могли выбирать "коз отпущения" и приносить их в жертву. 

В. Розанов говорил о силе "полового напряжения", что эта сила разная у различных людей, и эту силу он выражал рядом натуральных чисел:

… + 8 + 7 + 6 + 5 + 4 + 3 + 2 + 1 ± 0—1—2—3—4—5—6—7—…

И добавлял при этом, что «sainte prostituée» есть + 8 + 7 + 6…

Соблазнительно представить себе, что выбирали и приносили в жертву Фаллосу именно девушек с высокой степенью "полового напряжения". При этом всё оформлялось как благочестивая жертва Богине любви. Типа, отправляем тебя, девица красная, в волчье логово, дабы нам, бедным овечкам, проводить жизнь мирную и безмятежную... Ну, или, заткнём тобою пролом в крепостной стене, чтобы враги не вошли в город и не погубили всех жителей. 

Почему зайчихи приносят по 4 - 5 выводков в году, и повторно спариваются сразу же после родов, а иногда и до них? Зачем зайчихе рожать примерно 30 зайчат каждый год? Потому что надо кормить волков. Волк слопает пару десятков зайчат и нажрётся "до отвала", а остальные зайчата получат шанс на выживание. По сути, "священная проституция", если она когда-либо где-либо практиковалась, была схожа с поведением зайцев в волчьем окружении. 

Однако я весьма скептически отношусь к такого рода механизмам локализации насилия. Про бескультурного мужика говорят: дай ему палец, он и всю руку откусит.

О крито-минойском богозвере.

Есть много намёков на то, что древнегреческий бог Зевс имеет какое-то отношение к консорту крито-минойской Богини. Может быть он даже является олимпийской "проекцией" быкоголового богозверя Минотавра.

Marina Moss называет Зевса «богом инициации» и находит свидетельства мужских инициаций в святилище на горе Юктас, а также в Идейских пещерах и пещерах Психро. На горе Юктас было найдено большое количество вотивных фигурок мужчин с длинными волосами. Мосс считает, что они, а также настоящее и нефункциональное оружие, раскопанное на горе Юктас, свидетельствуют о мужских обрядах инициации. Тем боле, что в более поздние времена Юктас ассоциировался с молодым Зевсом, а Идейская пещера «имеет долгую традицию почитания  Зевса». Вотивные фигурки юношей с оружием навевают мысли о рождении бога Зевса, которое сопровождалось бурными танцами куретов.

Возможно ли провести прямую линию связи между теми крито-минойскими куретами и древнеримскими галлами богини Кибелы? Если рассматривать культ Кибелы как позднюю "отрыжку" более древних неолитических матриархальных культов, тогда уже можно представить себе, в общих чертах, что происходило в крито-минойских горных святилищах. Кстати, как рассказывает Нильссон, оружие, отнюдь не свидетельствующее о воинственном характере танцоров, использовалось против демонов. Очень интересно! Здесь уже намёк на обрезание: на кровь обрезания, на запах крови, на который слетаются демоны. Владимир Соловьёв в своём исследовании "Смысл любви" писал: "И ад, и земля и небо с особым участием следят за человеком в ту пору, когда в него вселяется Эрос. Каждой стороне желательно для своего дела использовать тот избыток душевных и физических сил, который открывается тем временем в человеке. Без сомнения, это есть самый важный срединный пункт нашей жизни". Значит, демоны действительно слетаются. "В секунду обрезания младенец брачится: так говорит Сепфора. «Ты — теперь жених» «Вот я сделала тебя женихом». Кому? Что? В каком смысле? Гробовое, «заветное» молчание" (В. В. Розанов). Ну, я тоже не стану говорить на эту весьма деликатную тему; на то оно и таинство, чтобы быть сокрытым от профанов.

Мифограф Уиллетс замечает: "Вполне вероятно... что смерть и воскрешение бога, супруга богини, занимали важное место в мифах и ритуалах бронзового века на Крите, как и в других местах Леванта". В таком случае, Зевс (или как он там назывался на Крите?) был, в своё время, alter ego, «другое я», Аттиса. 

Здесь также необходимо отметить, что как Аттис находился под "матронажем" Кибелы, так и Зевс воспитывался титанидой Реей и нимфами. Всё сводится, в конечном итоге, к единой "Богине обновления", которая инициирует сам процесс возрождения, регенерации, а Зевс с куретами, или Аттис с галлами, являются лишь составными частями данного процесса. 

Патера с изображением Кибелы и Аттиса, Археологический музей Милана, 4 в н.э. Вокруг них точно такие же куреты, бряцающие своим оружием, как и вокруг младенца Зевса.