29 марта 2023

Секрет кавказского долголетия.

М. М. Ковалевский, рассказывая о своих путешествиях по малоисследованным местностям Кавказа, как бы мимоходом раскрыл секрет кавказского долголетия.

"Β Сванегии, если какая-нибудь семья решает зарезать быка, корову или несколько десятков баранов, то со всех сторон сбегаются соседи. Едят, пьют и веселятся все вместе; вместе же поминают и родственников, умерших в истекшем году. Наевшись, таким обраэом, до отвала, сванеты будут затем поститься целые недели, довольствуясь горстью муки, разболтанной в воде. A затем наступит новое пиршество в честъ какого-нибудь святого или часовни (сванеты официально числятся христианами). Так в течение всего года дни поста в одиночку чередуются с общими пирами".

Кто-нибудь видел жирного кавказского долгожителя, которому перевалило за 100 лет? Вот то-то и оно! «Чем шире талия, тем короче жизнь». И наоборот: «Чем тоньше талия, тем длиннее жизнь».  

Долгожители, мать и сын. 137-летняя Хпап Лазурия и её сын 95-летний Дзукури Лазурия. Абхазия, 1976 год.
 

О "кавказских пленницах" в контексте патрилокальных браков.

М. М. Ковалевский рассказывает, каким образом могла произойти трансформация брака из коллективного в индивидуальный, и семьи - из большой родовой в нуклеарную атомарную (папа+мама+дети).

"Β первобытном состоянии, если судить по примеру австралийского общества, брак не связан с каким-либо обрядом: самый факт рождения призывает мужчину и женщину κ совместной жизни. Так, y обитателей Маунт Гамбир все мужчины известной группы имеют право на всех женщин другой группы. Достаточно родиться в группе Кумите, чтобы получить право на всех женщин Кроки, и обратно.

Β обществе, находящемся в этой фазе развития, не может проиэойти индивидуального присвоения женщины мужчиной, без чего немыслим брак. Даже женщины, приобретённые путём похищения, остаются общей собственностью той группы, κ которой принадлежит похитатель. Чтобы окончательно присвоить её себе, похититель должен согласиться на её сожительство co всеми, кого он называет своими братьями. Так делается y Курнаи, австралийского племени, изученного Хауиттом. Так было, без сомнения, и во всех древних обществах Востока, в которых, по сообщению римских и греческих писателей, существовал религиозный гетеризм.

И так как экзогамия продолжала существовать, как правило, во всех обществах, возникших из матриархата, приобретение женщины в индивидуальную собственность могло произойти не иначе, как путём похищения её, безразлично, с её согласия или насильно".

И далее М. М. Ковалевский доказывает, что "самые цивилизованные нации современной Европы не могли не пройти через этот этап эволюции человеческой семьи" и приводит любопытные подробности свадебных обрядов.

"Β русских свадебных обрядах и в обрядах германских народов ещё и теперь можно найти некоторые следы древнего брака путём умыкания. Такие же черты можно констатироватъ не только y греков, римлян, индусов и кельтов, но и среди самых некультурных племён, y краснокожих, океанийцев, негров и т. д. При этом, однако, обращает на себя внимание различие между теми и друтими: то, что y дикарей представляет собой настоящее похищение, y народов арийского происхождения является лишь символом, старательно соблюдаемым, но часто совершенно уже непонятным. Укажем для примера на deductio новобрачной в дом её мужа — обряд, бывший в одинаковом почёте как в Риме, так и в Греции: муж брал свою молодую жену на руки и переступал с этой ношей порог дома, который станет жилищем новобрачных. Укажем ещё на очень характерный обычай, существующий в Уэльсе: ближайший родственник жениха, гарцуя во главе целого отряда всадников, въезжает в деревню невесты, которая его ожидает, окружённая блестящей свитой родных и друзей. Этот сват требует, чтобы ему отдали невесту; получив отказ, он делает вид, что вступает в бой с теми, которые не допускают его κ девушке, хватает её и вскачь увозит.

Песни Эдды упоминают ο подобных же обрядах. Β них описывается борьба жениха с родственником невесты, перед тем как силой увезти её. Славянские народные песни часто называют жениха «ворог» или «враг». Ещё и теперь во многих русских деревнях существует обычай, по которому невеста должна быть окружена плотной толпой, не допускающей κ ней жениха.

Хотя пережитки обычая похищать намеченную в жёны девушку сохранились ещё и до сих пop, тем не менее этот обычай уже давно стал заменяться мало-помалу обычаем купли, получившим не меньшее распространение. Объяснение причин, вызвавших эту замену, дано голландским учёным Вилькеном. Он утверждает, что плата за невесту, которую соглашаются принять её родители, представляла собой сначала своего рода вергельд, другими словами, выкуп, вносимый преступником, чтобы откупиться от преследований, которые могла начать против него семья жертвы его преступления. Β пользу подобной гипотезы говорит то, что даже в случае продажи невесты её родственники продолжали делать вид, что очень сердятся. Такой гнев необъясним, если мы будем видеть в браке путём купли договор, заключённый по добровольному соглашению.

Брак путём купли мы встречаем и в Риме под названием coemptio, и в древней Индии, где он существовал в двух различных формах — azura и arscha, отличающихся друг от друга размером платы за невесту. Β Иудее в эпоху патриархов и в Греции гомеровских времён можно указать немало примеров того, как муж отрабатывал свой долг y родителей жены. Кроме того в Илиаде прямо говорится, что молодые девушки приносят в свою семью «быков» — их брачную плату. Β народном эпосе славян, в особенности русских, часто упоминается продажа девушки жениху. Β наших народных песнях он ещё называется «купцом», a молодая девушка фигурирует в виде «товара». Англо-саксонские законы, так же как и песни Эдды, неоднократно говорят ο покупке жены (de emente feminam), ο золоте, приносимом женихом, ο рабах и драгоценных камнях, даримых им родным своей будущей жены".

О пережитках матриархата у греков и римлян.

"Если мы обратимся κ народам древности, то увидим, что y греков в их героических поэмах, в их трагедиях, в сообщениях их летописцев сохранились многочисленные следы порядка, существенно отличающегося от свойственного патриархальной семье, но вполне соответствующего первобытному матриархату. По Варрону, только Кекропс запретил детям носить имя своей матери, a Страбон утверждает, что такой обычай процветал также и у беотийцев. Критяне, по словам Плутарха, и жители Мессины, по Павсанию, называя свою родину, говорили «земля моей матери». Β поэмах Гомера родство по матери является более важным, чем родство по отцу. Так, Ликаон считает, что он сможет умолить Ахиллеса, мстящего за Патрокла, пощадить eгo на том основании, что он не единоутробный брат Гектора. Елена объясняет себе отсутствие Кастора и Поллукса в лагере Атридов тем, что они от одной матери с ней. Величайшее бедствие, которое может случиться с человеком, — это потерять единоутробного брата: смерть родного сына огорчает меньше. Β сказании ο Мелеагре мать проклинает сына, который убил своего дядю, её брата. Β эсхиловском Оресте эриннии утверждают, что узы, связывающие мать с ребёнком, священнее, чем те, которые существуют между отцом и сыном. Ho Аполлон, становясь на сторону Ореста, выдвигает новую теорию, по которой отец является единственным виновником рождения ребёнка.

Ко всем этим фактам прибавим ещё одну особенность афинского законодательства, по которому запрещался брак между братом и сестрой, родившимися от одной матери, и допускался в том случае, если они были единокровными. Трудно представитъ себе лучшее доказательство более важнoro значения родства по матери, чем по отцу", - пишет М. М. Ковалевский.

Ну, с греками всё понятно: как свежий огурец, помещённый в банку с солёной водой, становится через некоторое время малосольным, так и они не могли не "пропитаться" культурой пеласгов, существовавшей в Эгеиде до их прихода. Тут интересно другое. По Гелланику: «этрусски (тиррены) — это ответвление эгейских пеласгов», а пеласги — это догреческое население Греции и Эгеиды, в том числе и острова Крита, т.е. те самые «минойцы», которыми якобы правил царь Минос. В таком случае, древнейшие обитатели Италии должны были иметь такую же культуру, как и пеласги. Может быть, римские плебеи сохранили нечто от той культуры?

О материнском праве в Ирландии.

Как я уже много раз говорил, острова, в силу их изолированности, играют роль "морозильных камер" для сохранения многих архаических обычаев и традиций. У кельтов Ирландии больше всего сохранилось следов первобытной формы семьи. М. М. Ковалевский пишет:

"Права матери на ребёнка были признаны в Ирландии гораздо раньше, чем права отца; чтобы стать сыном какого-нибудь человека, необходимо было быть признанным им официально, a до этого ребёнок оставался в клане своей матери. Когда рождался сын, то, как говорит древний свод ирландских законов, Книга Айсиль, отец обращался κ его матери с вопросом: «От кого он?» — И если женщина отвечала: «От тебя», то только тогда отец получал право считать ребёнка своим. Ho это право на сына утверждалось только в том случае, если муж уплатил в своё время родным невесты вено, в противном случае отец должен был выкупить новорожденного, иначе тот оставался в клане своей матери [1]".

Также кое-какие следы древнего материнского права сохранились и в континентальной Европе.

"Β общественном строе древних германцев, - говорит М. М. Ковалевский, - мы находим немало черт, сходных с теми, которые мы взяли из быта кельтов. Новорожденный признаётся принадлежащим отцу лишь в том случае, если тот заплатил вено за свою жену. Если оно не было уплачено, то потомство жены принадлежит κ её клану. По исландскому праву этот обычай соблюдается очень строго: достаточно, чтобы отец недоплатил самой малой части вена, для того, чтобы eгo дети лишились навсегда права наследовать eгo имущество. Как и y кельтов, дети, рождённые от смешанных браков, следуют общественному положению своей матери. Об этом определённо говорится в законах салических франков, алеманов, лангобардов и фризов".

И ещё: "Родство по матери настолько преобладает над родством по отцу, что в древнейшем тексте Салической правды в качестве естественных наследников человека, умершего бездетным, называются мать и её сестра, т. е. тётка покойного, и совсем не упоминаются отец и дядя по отцу".  

Тут основной вопрос заключается в том, насколько все эти понятия материнского права можно считать исконно арийскими. М. М. Ковалевский говорит, что "из древних народов только y римлян и y индусов сохранилось очень мало следов матриархата". Значит ли это, что арийские племена с самого начала были патриархальными, а матриархальные влияния они "подцепили" от автохтонного населения Старой Европы? 

--------------------------------------------------------------------

[1] Интересно, что в иудействе существует обряд выкупа первенца (ивр. ‏פדיון הבן‏‎, пидъон ха-бен), в соответствии с которым мальчик, родившийся у матери первым, должен быть выкуплен отцом ребёнка у кохена (священнослужителя) спустя 30 дней после рождения. Имеется ли здесь какая-либо связь с древним материнским правом на детей?