01 июня 2022

Вот так они и жили...

Алеуты в зимнем жилище. Аляска. XIX в.  


Вход в жилище через крышу напоминает аналогичное устройство жилищ Чатал-Хююка. Дома в Чатал-Хююке располагались рядом друг с другом, между ними практически не было пустого пространства, поэтому вход внутрь помещений находился на крыше.

В жилище спускались через отверстие сверху по приставным лестницам. Это же отверстие служило дымоходом для располагавшейся тут же у входа печи. Окон в доме не было.

Источник картинки.

Косвенное подтверждение матриархата в Чатал-Хююке.

На сайте "Генофонд.РФ" говорится про общественное устройство жителей неолитического Чатал-Хююка между 7400 и 6000 годами до н.э.:

"Статуэтки Богини-Матери побуждали некоторых археологов, особенно феминисток (как Гимбутас), говорить о матриархате, но это не подтверждается материалом. Как установила команда Ходдера, женщины и мужчины, по-видимому, имели равный статус в обществе. Число погребений высокого статуса одинаково у мужчин и женщин" (Источник).

При этом, однако, число женских статуэток значительно превышает число мужских. И вот что интересно: по мнению Ходдера, детально проработанная фигурка (см. рис. 1), скорее всего, представляет собой изображение пожилой женщины, достигшей высокого социального статуса.

рис. 1

Свет мой, зеркальце, скажи...

Я уже говорил о том, что на раскопках Чатал-Хююка было найдено обсидиановое зеркало.

Найденное на раскопках обсидиановое зеркало, © Официальный сайт

Но вот вопрос: для чего использовалось это зеркало? Для того, чтобы видеть в нём своё отражение, или для ясновидения? О зеркалах, которые могут показать то, что недоступно глазу, рассказывает современная тибетская писательница Келъян в книге «Женщины Тибета». В рассказе «Женщины-лхаба» писательница упоминает лхамо, которая гадала с помощью медного зеркала. «В Лхасе недалеко от монастыря Рамоче, расположенного на улице Бакхор, жила лхамо, которая гадала с помощью медного зеркала. Она могла точно рассказать о настоящем и предсказать будущее, счастье и несчастье. Этот дар был у неё с рождения, но узнала она о нём, только когда повзрослела» (Источник).

Могли зеркала в Чатал-Хююке использоваться для проведения магических ритуалов? — А почему - нет? Вполне могли. Мы же знаем, что к магии в основном прибегают женщины. Магия — это "оружие" слабого пола. Как слабому полу в Чатал-Хююке удалось иметь равный статус с мужчинами? Может быть, отчасти и женская магия тому способствовала?

Хороший пример одержимости духами.

У современной писательницы Келъян, этнической тибетки, в книге «Женщины Тибета» есть рассказ «Женщины-лхаба», в котором упоминается некая лхамо [1], которая принимает в своё тело дух коровы. Во время сеанса она может даже есть траву. «В уезде Чюшю неподалеку от Лхасы есть не менее известная лхамо, которая очень рано прошла посвящение, когда ей было чуть больше десяти лет, сейчас же ей около тридцати. Она посредник нескольких мужских духов. Когда в её тело сходит дух, её голос меняется и становится глухим, низким и величественно красивым. При сошествии разных духов она говорит разными голосами. Когда в неё проникает дух этой деревни, она говорит на местном диалекте, а когда северный дух горы Ньенчен-Тангла, – на северном диалекте, когда верховный горный дух – на лхасском диалекте. Говорят, при сошествии духа коровы, она ест свежую траву; нужно сказать, с большим аппетитом и удовольствием, даже выражение её лица становится простодушным, как у коровы. Но после того как дух оставляет её тело, её лицо и речь становятся прежними, застенчивыми, робкими и умиротворёнными; она никогда не говорит на северном тибетском и на обычном лхасском диалектах, а также не питается сырой травой».

Эту интересную информацию я нашёл у xi11zang44 в записи "Птица-Оборотень. Не мифология". Хороший пример одержимости духами. Надо помнить об этом, когда мы углубляемся в изучение неолитических обществ Старой Европы. Безусловно, там тоже имели место быть "сошествия духов", и, скорее всего, эти эпифании, эти "богоявления" находились в центре религиозного культа. Я уже немного говорил об этом в записи "Эпифания богини". 

Отдельный вопрос — куда исчезает человеческая личность при подобного рода психических трансформациях? Создаётся впечатление, будто личность "выключается" на время одержимости духами, как выключается свет в комнате.

Кстати, я уже говорил о том, что сугубо "человеческое" в человеке, то, что отделяет человека от обезьяны, подобно электрическому току в проводах. 

И здесь возникает другой вопрос: если "человеческий" ток может быть "отключён" и временно заменён другим, как будто "нечеловеческим" током, то, может быть, оба эти тока являются на самом деле идентичными, исходящими из единого источника "напряжения сети"?  

--------------------------------------------------------------------------------

[1] Кто такие лхамо? Женщины, тело которых избрано определённым духом в качестве посредника, по-тибетски называются «лхамо». Среди них есть и ламы, есть и простые люди.

Матриархат как "восстание против гоминид".

Кэролин Найтхаммер приводит примеры того, как женщины-индеанки могли выживать, когда, волею случая, они оказывались в одиночестве, как Робинзон Крузо на необитаемом острове.

"Один из первых исследователей по имени Сэмюэл Хирн находился в Канаде в январе 1771 года, когда во время охоты со своими проводниками-индейцами наткнулся на странный след от снегоступов. Они пошли по следу и вышли к маленькой хижине, где обнаружили молодую женщину. Похоже, она была догриб, попавшая в плен к другому племени. Летом 1770 года, после года плена, она сбежала от своих похитителей с намерением вернуться в свою страну, но поворотов и изгибов рек и озёр было так много, что она запуталась и заблудилась. Поэтому с началом осени беглянка построила себе хижину и решила перезимовать в ней. К тому времени, когда исследователи нашли её, она провела в одиночестве почти семь месяцев. Все эти месяцы она прекрасно обеспечивала себя, добывая куропаток, кроликов и белок. Когда девушка израсходовала те немногие оленьи сухожилия, которые взяла с собой, она стала использовать сухожилия кроличьих и птичьих лап для изготовления силков и шитья одежды. Она даже сшила себе наряд из кроличьего меха. В свободное время женщина сделала несколько сотен ярдов бечёвки из внутренней коры ивы, планируя использовать её для изготовления рыболовной сети, когда наступит весна" (Источник). 

Как видим, женщины в традиционных обществах (может быть не все, но по крайней мере некоторые женщины) являются вполне самодостаточными существами. Представители т. наз. "мужского движения" в своих блогах и пабликах изображают женщин как паразитов, присосавшихся к мужчинам и высасывающим из них все соки. Но вот, оказывается, женщины могут прожить и без мужских "помочей". 

А далее мы включаем воображение и представляем себе, что примерно то же самое могло случиться и в каменном веке. Вот, допустим, сбежали несколько женщин из какого-то рода в семействе гоминиды (так определяет людей Википедия), и среди тех беглянок были беременные. На новом месте они начали новую жизнь и установили свои порядки, исходя из своего, женского, разумения. Я думаю, мы нисколько не ошибёмся, если назовём эти порядки матриархальными. Их дети впитали в себя эти установления вместе с молоком матери. И вот у нас уже небольшая матриархальная община. Ну, а далее сами собой возникают "гостевые браки", когда мужчины из близлежащих родов навещают по ночам местных молодух, оставляя в них своё семя. Собственно, мужское семя — это и всё, что требуется женщинам от мужчин. Всё остальное они могут делать сами. 

Вот такой получается матриархат, как "восстание против современного мира". Современного тем женщинам, которые жили в каменном веке. В отличие от большевиков, которые задумали разрушить "весь мир до основанья", чтобы затем построить свой "новый мир", женщины просто покидали мужской "обезьянник", где самцы-"альфачи" "имели" всех, кого хотели и как хотели, - благо, свободных необитаемых земель в то время было предостаточно.