05 января 2022

К вопросу о монгольских "амазонках".

maximus101 в записи "Тюркские амазонки" приводит отрывки из текстов исторических хроник и эпических сказаний, которые повествуют о массовом присутствии воюющих женщин у тюрок и монголов. 

Плано Карпини, "История монголов":
«Девушки и женщины ездят верхом и ловко скачут на конях, как мужчины. Мы также видели, как они носили колчаны и луки. И как мужчины, так и женщины могут ездить верхом долго и упорно».

Анналы Бертонского монастыря (Annales Burtonenses) о монгольской армии:
«Женщины, наподобие мужчин, скачут верхом, сражаются и стреляют из луков. Доспехи у них сделаны из многослойной кожи, и они почти непробиваемые».


Ещё в детстве я прочитал трилогию Владимира Яна «Чингисхан» 1939, «Батый» 1942, «К „последнему морю“» 1955. До сих пор помню поразившую меня сцену казни:

"Нукеры со смехом поставили одного из дравшихся на голову. Ноги в старых, заплатанных жёлтых сапогах с длинными острыми каблуками мелькнули в воздухе. Пыхтя и отбиваясь, схваченный кричал, что он не виноват, а виноват Бури, кипчак, сын свиньи и шакала.
 
Два дюжих монгола прижали пятки наказанного к затылку. Раздался сухой треск. Пронзительный крик оборвался. То же повторилось с другим драчуном, который кричал, что он Бури-бай, сын петушиного сторожа Назара-Кяризека. Ещё короткий пронзительный крик, треск, и казнённые с раскрытыми, удивлёнными глазами остались лежать на снегу".

О матрилинейных кланах австралийских аборигенов.

О. Ю. Артёмова в своей монографии "Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине (по австралийским этнографическим данным)" (М., "Наука", 1987) говорит, что ведущий австралийский этнограф А. Элькин характеризует социальные кланы австралийских аборигенов как "экзогамные, обычно матрилинейные экстерриториальные группы, члены которых живут в разных местах племенной территории, но считают друг друга родственниками и верят, что происходят от одного или нескольких общих предков, хотя не могут проследить свои родственные связи генеалогически" (с. 28).

Далее О. Ю. Артёмова пишет:

"По Элькину, социальные кланы в традиционных условиях были только матрилинейными. Высказывалось мнение, что эти группы, характеризующиеся однолинейной филиацией и экзогамией, являются пережиточной формой существовавшего прежде у аборигенов и утратившего своё социально-экономическое значение материнского рода. Однако поскольку эти матрилинейные группы в том обществе аборигенов, которое застали европейцы, играют иную роль, чем патрилинейные роды, постольку мы предпочитаем не называть их родами и за неименем лучшего пользуемся термином "матрилинейный клан". Эти матрилинейные кланы, не имея собственной территории, не участвуют ни в организации отношений людей к главному средству производства - земле со всем, что на ней растёт и обитает, ни в организации общин - ведущих социально-экономических групп. Функции матрилинейных кланов заключаются в основном в том, чтобы определённым образом организовывать отношения между родственниками по женской линии. Подобно тому, как род выделяет "самых главных" среди классификационных родственников по мужской линии, матрилинейный клан выделяет "самых главных" людей среди тех, к кому абориген обращается, употребляя классификационные термины родства по женской линии. И если для мужчин род имеет гораздо большее значение, чем матрилинейный клан, то для женщин, напротив, матрилинейный клан важнее, чем род. Ведь выйдя замуж, женщина больше уже не принимает участия в жизни своего рода (хотя и не теряет связей с сородичами), а для членов рода мужа она всегда остаётся в известном смысле посторонней. Матрилинейный же клан экстерриториален (в нём нет локализованного ядра), и с переменой места жительства ничего не меняется в положении человека в этой группе".

Берндты в отличие от Элькина считают, что у аборигенов были не только матрилинейные, но и патрилинейные кланы. Но если патрилинейные кланы были "привязаны" к определённой территории, а матрилинейные кланы были экстерриториальными, то понятно, что матрилинейные кланы имели гораздо больший потенциал выживания. Патрилинейные кланы можно сравнить с современными государственниками-имперцами, которые воюют за земли, чтобы установить на них своё господство. Матрилинейные же кланы я бы сравнил с цыганами или евреями, живущими в "рассеянии"; они имеют структуру ризомы (см.: Ризома) и, подобно грибам, "прорастают" на любой территории.

О божественном происхождении законодательства.

И. Бахофен во втором томе своего "Материнского права" (138-148) пишет:

"Исида именуется учредительницей права и всякого законодательства.  То, что имеет божественное происхождение, не может подвергаться произвольным изменениям со стороны человека: положение, на которое как на божественное основание государственного права неизменно ссылается римский патрициат в ответ на учения, выдвигаемые плебейством (Ливий, История Рима от основания города, XXXVIII, 48; Цицерон, Тускуланские беседы, IV, 1; его же, О природе богов, III, 5).  Хотя отправление правосудия и находится в руках мужчины, однако источником права, из которого он черпает, является мать.  Мать (поскольку Осирис считается также её сыном, Лактанций, Божественные установления, I, 21) становится выражением высшей Justitia [1], которая с любовью и беспристрастностью разделяет свои дары всем между всеми рождёнными ею детьми. Праматерь предстаёт здесь пред нами такой же, какой мы её уже видели ранее в других её проявлениях: как носительницу мира, примирения, справедливости. Исида полагает конец войне — занятию мужчины, — даруя вместо неё мирный источник средств к существованию: мореплавание и торговлю. Она же является и учредительницей права, которое упорядочивает торговлю и позволяет всякому спокойно наслаждаться своими богатствами. Диодор (Историческая библиотека, 1,14) говорит: "Они говорят, что Исида также установила законы, в соответствии с которыми люди поступают правосудно друг с другом и под страхом наказания удерживаются от противозаконного насилия и бесчинства. По этой же причине древние эллины называли Деметру Законодательницей, поскольку законы впервые были установлены ею". Этим объясняется тот культовый обычай, о котором упоминает Апулей (Метаморфозы, XI, 10; Vol. 1, р. 262. по изд. Ed. Bipont). Во время процессий в честь Исиды четвёртый жрец несёт искажённое изображение левой руки, именуемый iustitiae manus: "Четвёртый показывал символ справедливости в виде левой руки с протянутой ладонью, — она слаба от природы, ни хитростью, ни ловкостью не одарена и потому скорее, чем правая, может олицетворять справедливость: он же нёс и закруглявшийся, наподобие сосца, золотой сосудик, из которого совершал возлияние молоком". Здесь также наглядно прослеживается отмеченная выше связь между правом и питающей материнской природой. Тот же самый жрец несёт и manus aequitatis [2], и наполненный молоком золотой сосуд в форме женской груди. Материнство проявляет себя здесь двояким образом: оно вскармливает своих детей молоком и с величайшей справедливостью распределяет между ними земные блага. Как mater [3] она есть также и aequitas [4]: одно понятие здесь переходит в другое; в выборе левой руки Апулей видит выражение умонастроения, чуждого всякой calliditas [5], всякой solertia [6]. В этом образе он, несомненно, раскрывает перед нами господствовавшее тогда понимание этой символики, а не выражает своё частное мнение. Однако изначально выбор левой руки имел более общее значение. Левая сторона есть сторона женская, правая — мужская". 

Далее И. Бахофен пускается в многостраничное истолкование символики левой руки, что мы, конечно, пропускаем, ибо и без Бахофена давно всем известно о соотнесённости левой стороны с женским принципом. 

"Солнечные девы" Мачу-Пикчу.

И. Бахофен во втором томе своего "Материнского права" (с. 132) сопоставляет "институт солярных дев" у древних египтян и инков. "И хотя в случае с Фивами Страбон упоминает лишь об одной такой деве, в то время как в Куско число подобных ей перуанских дев превышало полторы тысячи, это частное обстоятельство не имеет значения для понимания самой идеи". "Солярные девы, которые совместно вели целомудренную жизнь в великом храме Солнца в посвящённом этому светилу городе Куско, были истинными супругами своего божества. Прекраснейшую из них Инка — сын Солнца и его жреческо-царственный представитель на Земле — избирал себе в невесты. Эта отдача себя царю занимает в солярном царстве перуанских инков то же место, что и гетеризм фиванской солярной девы".

Интересно взглянуть на Мачу-Пикчу под этим углом зрения. По своим скромным размерам Мачу-Пикчу не может претендовать на роль города — в нём не более 200 сооружений.
Полагают, что в нём проживало до 1 200 человек, которые поклонялись там богу Солнца Инти, возделывали новые земли и возводили города на террасах. В западной части возвышается главный храм с алтарём для жертвоприношений. Напротив него жилой квартал, плотно застроенный двухэтажными домиками. Между ними, как в лабиринте, вьются узкие улочки и лестницы, часто приводящие в тупик или на нависающую над пропастью террасу.

Может быть, Мачу-Пикчу был своего рода женским "монастырём" с "солнечными девами"? 

Учёные предполагают, что Мачу-Пикчу был построен в качестве императорской резиденции-святилища. Но одно не противоречит другому. Великий Инка в обществе "солнечных дев" — такая картина представляется мне вполне реальной. Не сидеть же императору одному в своей высокогорной резиденции, как в тюрьме. Надо же кому-то развлекать и ублажать его царственную плоть. И, кажется, у императора инков имелось несколько подобных резиденций с "солнечными девами". Известен сходный с Мачу-Пикчу высокогорный город Чокекирао.

Мачу-Пикчу