О. Ю. Артёмова в своей монографии
"Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине (по австралийским
этнографическим данным)" (М., "Наука", 1987) говорит, что ведущий австралийский этнограф А. Элькин характеризует социальные кланы австралийских аборигенов как "экзогамные, обычно матрилинейные экстерриториальные группы, члены которых живут в разных местах племенной территории, но считают друг друга родственниками и верят, что происходят от одного или нескольких общих предков, хотя не могут проследить свои родственные связи генеалогически" (с. 28).
Далее О. Ю. Артёмова пишет:
"По Элькину, социальные кланы в традиционных условиях были только матрилинейными. Высказывалось мнение, что эти группы, характеризующиеся однолинейной филиацией и экзогамией, являются пережиточной формой существовавшего прежде у аборигенов и утратившего своё социально-экономическое значение материнского рода. Однако поскольку эти матрилинейные группы в том обществе аборигенов, которое застали европейцы, играют иную роль, чем патрилинейные роды, постольку мы предпочитаем не называть их родами и за неименем лучшего пользуемся термином "матрилинейный клан". Эти матрилинейные кланы, не имея собственной территории, не участвуют ни в организации отношений людей к главному средству производства - земле со всем, что на ней растёт и обитает, ни в организации общин - ведущих социально-экономических групп. Функции матрилинейных кланов заключаются в основном в том, чтобы определённым образом организовывать отношения между родственниками по женской линии. Подобно тому, как род выделяет "самых главных" среди классификационных родственников по мужской линии, матрилинейный клан выделяет "самых главных" людей среди тех, к кому абориген обращается, употребляя классификационные термины родства по женской линии. И если для мужчин род имеет гораздо большее значение, чем матрилинейный клан, то для женщин, напротив, матрилинейный клан важнее, чем род. Ведь выйдя замуж, женщина больше уже не принимает участия в жизни своего рода (хотя и не теряет связей с сородичами), а для членов рода мужа она всегда остаётся в известном смысле посторонней. Матрилинейный же клан экстерриториален (в нём нет локализованного ядра), и с переменой места жительства ничего не меняется в положении человека в этой группе".
Берндты в отличие от Элькина считают, что у аборигенов были не только матрилинейные, но и патрилинейные кланы. Но если патрилинейные кланы были "привязаны" к определённой территории, а матрилинейные кланы были экстерриториальными, то понятно, что матрилинейные кланы имели гораздо больший потенциал выживания. Патрилинейные кланы можно сравнить с современными государственниками-имперцами, которые воюют за земли, чтобы установить на них своё господство. Матрилинейные же кланы я бы сравнил с цыганами или евреями, живущими в "рассеянии"; они имеют структуру ризомы (см.: Ризома) и, подобно грибам, "прорастают" на любой территории.
Вполне возможно, что патрилинейные кланы у австралийских аборигенов появились сравнительно недавно, в качестве ответа на вторжение европейцев. Возросла роль мужчин, так как понадобилось отстаивать территорию рода с оружием в руках. При этом важно подчеркнуть "привязанность" именно патриархальных родов к тому, что называется "малая родина". Элькин пишет, что всюду, где распадались связи между между членами "локальных групп" (родов) и люди теряли связь с землёй своей локальной группы, наступала полная дезорганизация всей социально-экономической жизни, начиналось "разложение и вымирание". Но, спрашивается, почему не наступало разложение и вымирание в эпоху великих неолитических миграций? Я полагаю, что разложение и вымирание австралийских аборигенов наступало не столько от потери связи с землёй своих предков, сколько от "силовых линий", исходящих от европейской цивилизации и, особенно, от силового давления со стороны государственных структур. Можно сравнить "локальные группы" (кланы, генсы, сибы, линиджи, большие семьи и т. д.) аборигенов с железными опилками, а европейскую цивилизацию в Австралии - с магнитом. Уже одно присутствие такого магнита рядом с аборигенами разрушает все их традиционные структуры.
Интересно, что у австралийских аборигенов самыми "родными" считаются родственники по материнской линии. "В большинстве австралийских племён к числу самых "важных" родственников относятся брат матери, брат матери матери и мать матери. В жизни мужчины очень большую роль играют отношения с матерью, отцом и братьями жены. Нережко отец жены и её братья бывают близкими родственниками мужчины (племена с системами родства типа кариера и карадьери, при которых наиболее распространённым вариантом брака является брак с дочерью родного брата матери)" (с. 32).
Комментариев нет:
Отправить комментарий