10 июня 2022

Одна научная загадка, или Почему африканки растягивают губы.

"Но почему аборигены съели Кука?
За что — неясно, молчит наука", - 

сокрушался Владимир Высоцкий в своей песне "Одна научная загадка, или Почему аборигены съели Кука".

Не знает наука и ответа на вопрос - для чего африканки растягивают губы. Речь идёт об эфиопском племени мурси, в котором девочкам подросткового возраста разрезают нижнюю губу и встравляют  в губу деревяшку. Рана заживает порядка трёх месяцев, после этого начинают «растягивать» губу, вставляя в неё глиняные тарелки.

Я уже высказывал своё предположение о том, что с глиняной тарелкой во рту неудобно разговаривать, и, следовательно, здесь мы имеем дело с одной из форм религиозного подвижничества. Вспомним, что и в среде православного монашества практикуется обет молчания. Википедия говорит, что русская православная подвижница Вера Молчальница (? — 6 (18) мая 1861) и затворница Сыркова Девичьего монастыря в Новгородской области хранили обет молчания 23 года (Источник).

А сегодня к сказанному я решил добавить ещё один вид православного подвижничества - ношение вериг. Монахи-аскеты носили вериги для того, чтобы "сотворить достойный плод покаяния". Вот как писал о них Григорий Богослов: «Другие изнуряют себя железными веригами, и, истончевая плоть, истончевают вместе грех». И как тут не вспомнить библейскую мудрость: «При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои - разумен»?

С этой точки зрения любопытно взглянуть на фестиваль Тайпусам в Малайзии. Фестиваль зародился в Южной Индии, то есть там, где живут дравиды. Напомню, что дравиды раньше жили севернее, на берегах реки Инд, и построили чудесную цивилизацию, но затем были оттеснены ариями на юг. Вообще говоря, дравиды и чудеса - синонимы: индийская йога, тантра, невероятные формы аскезы, - всё это пошло от дравидов. Ну и фестиваль Тайпусам - от них же. Первые иммигранты в 19-м веке приехали в Малайзию работать на заводах по изготовлению резины. Со временем они там обжились, размножились, и теперь их там более восьми процентов населения.

Элевсинские мистерии как завершение процесса антропогенеза.

Текст глубокого содержания от Леонид Нестеров

"Человек в Элевсинских мистериях структурно связан с Аидом. Человек – земнородный автохтон. Его породила хтоническая Гея. Поэтому человек родственник дракайнам, змееногим гигантам, титанам и прочим древнегреческим ктулху – порождениям чёрной Матери Земли. Совершенно логично, что перволюди блаженствовали во времена власти титана Кроноса. И также логично, что земнородные люди после смерти уходят в преисподнюю. Потому что подземье это их родина. Люди, в олимпийской светлой оптике, произошли от какой-то полунежити. Перволюди это дикари. Первопредок, мифический царь-анакт первых людей просто обязан иметь змеиный хвост, как афинский Эрихтоний. Элевсинские мистерии призваны завершить процесс антропогенеза. Мисту следует просветить своего внутреннего дикаря, совлечь с себя ветхого автохтона. В античных восхвалениях Элевсиний постоянно присутствует бинарная пара: дикарь vs. просвещённый человек. Считалась, что именно Деметра подарила людям цивилизованность через свои мистерии.

Деметра, Триптолем и Персефона. Рельеф

Но это не такая простая дихотомия. Ещё раз: Элевсинские мистерии посвящены не каким-то отчуждённым от человека природным циклам, а индивидуальному бессмертию. Это анастасический культ. Так вот. Большинство авторов XX века, писавшие об Элевсиниях в начале-середине века, просто не продумывали глубоко результаты новых по тем временам археологических открытий неолитических и эпипалеолитических культур плодородного Полумесяца и Анатолии. Гёбекли-Тепе это вообще открытие 90-х годов XX века. Лавина открытий фактически пошла относительно недавно. А корни Элевсинских мистерий, также как и подобных им анастасических религий Эгеиды, Египта, Леванта и Междуречья именно там, в неолите-эпипалеолите, в этом у меня нет никаких сомнений. Я не стану сейчас разбирать эту тему, она чрезвычайно объёмна. Ей следует посвятить отдельный цикл постов. Просто пока сформулирую гипотезу. Если верна концепция «революции символов» Жака Ковэна, то происхождение земледелия, как часть процесса неолитизации, совсем нетривиальная вещь. Если принять на первый взгляд экстравагантную гипотезу, что доместикация растений изначально не имела экономического смысла, а была частью социально-религиозного ритуала, то всё становится на свои места. Элевсинский миф это история о доместикации.

Женщины в белом и дисы.

Женщины в белом (известные под именами - Дама в белом, Белая девка и проч.) - довольно распространённое явление в фольклоре европейских народов. Имеется много "страшилок" о встречах людей с Белой дамой. Ночью бесшумно открывается дверь, и в комнату входит...

Я не стану пересказывать все эти былички, однако замечу, что образ Белой дамы сильно коррелирует с древнегерманским представлением о матерях рода, которые продолжают оберегать своих потомков и различными путями помогают им. Культ дис был распространён очень широко в Германии, где им поклонялись под именем «Матрон» /matronae/ - Матерей. Это говорит о древней традиции преемственности, особое значение в которой придавалось предкам по женской линии. Дисы (германские идисы ) первоначально представляли собой обожествлённых прародительниц. Культ дис — это пережиток более древней матриархальной религии, распространённой в этих местностях задолго до зарождения религии асов, с которой она впоследствии слилась. Предводительница дис — Богиня Фрейя, один из титулов которой — Ванадис, т.е. диса из рода ванов. А все известные источники свидетельствуют о том, что ванам стали поклоняться значительно раньше, чем асам. Так что этот культ уходит корнями в кельтские древности и даже глубже, в эпоху Старой Европы.

Интересно, что валькирии описываются как "дисы Херьяна" (Herjans dísir, идис Одина – “Первая песнь о Гудрун”,19), а также "Херьяна девы" (Herjans nönnur (женщины Одина - в английском переводе) – “Прорицание вёльвы”,30). Дело в том, что в сражении могли принимать участие как умершие, так и живые женщины рода. Мёртвые считались более сильными, но и живые женщины, используя свою магию, могли помогать сражающимся сыновьям и мужьям. Женщины линии Хельги, Свава и Сигрун скачут по воздуху и воде, чтобы защитить своего возлюбленного Хельги во время войны. “Песнь о Хельги сыне Хьёрварда” рассказывает нам, как Свава (Sváva) была невидимой защитницей Хельги, когда трольша Хримгерд (Hrimgerðr) напала на его корабль. Но гораздо чаще дисы являлись как Белые дамы и предупреждали о грядущих событиях, говоря, "к худу" они или "к добру".