Текст глубокого содержания от Леонид Нестеров:
"Человек в Элевсинских мистериях структурно связан с Аидом. Человек –
земнородный автохтон. Его породила хтоническая Гея. Поэтому человек
родственник дракайнам, змееногим гигантам, титанам и прочим
древнегреческим ктулху – порождениям чёрной Матери Земли. Совершенно
логично, что перволюди блаженствовали во времена власти титана Кроноса. И
также логично, что земнородные люди после смерти уходят в преисподнюю.
Потому что подземье это их родина. Люди, в олимпийской светлой оптике,
произошли от какой-то полунежити. Перволюди это дикари. Первопредок,
мифический царь-анакт первых людей просто обязан иметь змеиный хвост,
как афинский Эрихтоний. Элевсинские мистерии призваны завершить процесс
антропогенеза. Мисту следует просветить своего внутреннего дикаря,
совлечь с себя ветхого автохтона. В античных восхвалениях Элевсиний
постоянно присутствует бинарная пара: дикарь vs. просвещённый человек.
Считалась, что именно Деметра подарила людям цивилизованность через свои
мистерии.
Деметра, Триптолем и Персефона. Рельеф |
Но это не такая простая дихотомия. Ещё раз: Элевсинские мистерии посвящены не каким-то отчуждённым от человека природным циклам, а индивидуальному бессмертию. Это анастасический культ. Так вот. Большинство авторов XX века, писавшие об Элевсиниях в начале-середине века, просто не продумывали глубоко результаты новых по тем временам археологических открытий неолитических и эпипалеолитических культур плодородного Полумесяца и Анатолии. Гёбекли-Тепе это вообще открытие 90-х годов XX века. Лавина открытий фактически пошла относительно недавно. А корни Элевсинских мистерий, также как и подобных им анастасических религий Эгеиды, Египта, Леванта и Междуречья именно там, в неолите-эпипалеолите, в этом у меня нет никаких сомнений. Я не стану сейчас разбирать эту тему, она чрезвычайно объёмна. Ей следует посвятить отдельный цикл постов. Просто пока сформулирую гипотезу. Если верна концепция «революции символов» Жака Ковэна, то происхождение земледелия, как часть процесса неолитизации, совсем нетривиальная вещь. Если принять на первый взгляд экстравагантную гипотезу, что доместикация растений изначально не имела экономического смысла, а была частью социально-религиозного ритуала, то всё становится на свои места. Элевсинский миф это история о доместикации.
Деметра даёт зерно человеку не для пищи. Хлеб, как средство пропитания это вторично, прожить можно и с охоты, рыбалки и собирательства. Хлеб всегда был только хлебом Причастия. Неудивительно, что, возможно, первый хлеб был жидким – пивом или брагой. Земледелие это религиозный ритуал по присвоению растительной силы жизни. Выращивание злаков и потребление хлеба это способ обрести бессмертие. Ни больше ни меньше. Отсюда единство похищения Коры-Зерна и добровольной Её отдачи Деметрой. Вся наша цивилизация проросла из доместикации. Триптолем до сих пор едет по миру в драконьей колеснице Деметры. Мы одомашнили злаки, а Богиня злаков одомашнила нас. Мы скот Деметры. Она кормит нас священным фуражом, превращая автохтонов в настоящих людей. А можно и так: мы её домашние растения. Мы были плевелами-сорняками, а стали культурными растениями. Просвещённый человек – домашний питомец Деметры. Цивилизованные люди – дрессированные любимцы богов. Но крестьяне, надрываясь на пашне, могут забыть об этом, для них земледелие как будто было всегда – самая привычная и банальная вещь. Точно также как для авторов XX века, писавших о мистериях. Читая их пресные теории об аграрных циклах, трудно понять, что приводило античных греков в священный трепет во время мистерий и почему эллины теряли потом страх смерти. Хочешь что-то спрятать – положи на поверхность. Полагаю, суть Элевсинских мистерий была связана именно с этим: вернуть человеку понимание истинного значения аграрной культуры.
Выходит, смысл Элевсинских мистерий сводится только к преодолению дикого кабирского состояния и приобщению к бессмертию светлых олимпийских богов? То есть речь о дуалистической метафизике, на манер платоновской? Нет. Это лишь один из слоёв мифа.
Современные авторы, реконструирующие эпоптею Элевсинских мистерий, среди прочих источников, в обязательном порядке цитируют св. Ипполита Римского, его книгу «Философумена», V книгу, 3-ю главу. Именно там присутствует знаменитое свидетельство о возгласе иерофанта в кульминации мистерий: «Великая Бримо родила освещённого сына Бримоса!» Но по каким-то причинам, все авторы не приводят подробный контекст этой цитаты, хотя, конечно, многие упоминают, что в этой книге св. Ипполит опровергает ереси. Но дело в том, что Ипполит спорит почти всю V книгу конкретно с ересью офитов-наасенов. И вот это очень интересная вещь.
Офиты-наасены – одна из гностических сект, учение которой синкретически вбирало в себя значительную часть тогдашнего эллинистического пантеона. Из всех христианских сект офиты-наасены были, пожалуй, самыми близкими к эллинскому язычеству. Св. Ипполит прямо утверждает, что учение офитов создано на основе орфизма. Не вдаваясь в затейливые тонкости учения офитов, скажу лишь о моменте структурно ключевом для нашего расследования. Обобщая и несколько огрубляя их учение, о нём можно сказать следующее: стержнем их доктрины была вера в сверхсущего совершенного Первочеловека Адама, от которого в результате эманационных драм произошёл мир со всем его многообразием и страданием. И люди имеют внутри себя семя этого верховного Существа. Эта персонифицированная связь как только не называлась синкретистами-наасенами – Корибантом, Аттисом, Адонисом, Осирисом, Эндимионом. В качестве иконы ПервоАдама наасены привлекают всех эллинских первопредков-автохтонов: беотийского Алалкомена, аркадийского Пеласга, элевсинского Дисавла, ливийского Иарбанта, идейских куретов, фригийских корибантов, лемноского Кабира (ну куда ж без них). И религиозная задача посвящённого офита вернуться обратно к ПервоАдаму, духовно родившись заново. Посредником такого возвращения становится Христос, офиты всё же христиане. Восстановление небесной связи офиты описывали евангельским образом жатвы (хотя мы теперь знаем, что это не только новозаветный образ). Офиты считали, что их учение является продолжением и завершением Элевсинских мистерий. Именно поэтому св. Ипполит, споря с офитами, и рассказывает в V книге «Философумены» об Элевсинском иерофанте, который, якобы, показывал во время эпоптеи пшеничный колос и провозглашал: «Бримо родила Бримоса!»".
Я считаю, что автор правильно указывает на аналогию между христианским "вторым рождением" и Элевсинским "новым рождением" («Бримо родила Бримоса!») как завершением процесса антропогенеза. В этом смысле, и культура, и цивилизация являются как бы "побочными продуктами" этого процесса.
С другой стороны, я не согласен с автором, когда он связывает в один клубок (или, по крайней мере, не различает) позднейшее патриархально-олимпийское мировоззрение и более древние, пеласгические представления о мироздании. Элевсинские мистерии, на мой взгляд, это последний матриархальный "островок" в патриархальном море. Проф. Зубов прямо говорит о критском происхождении греческих таинств. Этого никогда не следует забывать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий