02 января 2025

«Философия банту».

"Группа негритянских племён банту является самой многочисленной из народов Африки (в настоящее время более 200 000 000 человек) и охватывает огромные территории, включающие в себя практически всю Центральную и Южную Африку, южнее Сахеля, начиная с зоны саванн.

Для того чтобы составить представление о культуре народов банту, можно обратиться к работе «Философия банту» бельгийского протестантского монаха [1] и миссионера Пласида Темпельса (1906 —1977), прожившего в Конго среди племён банту двадцать девять лет, глубоко изучившего жизнь и религиозные представления этого народа.

Темпельс выявляет в качестве основы культуры банту, шире, всей африканской культуры, особую онтологию, которую он формулирует так: бытие для банту это сила, могущество Наиболее могущественным является то, что невидимо и непонятно. Мир — это перекрещивающиеся траектории могущества, данного через структуру своих эпифаний. Темпельс сравнивает живой мир, состоящий из взаимодействующих между собой сил, с паутиной, где напряжение любой нити заставляет колебаться всю ткань.

Причинность появляется уже на следующем среднем уровне, а первичный момент онтологии уходит в бездну. Но это не пустая бездна, а бездна могущества. Именно ей и объясняют банту диалектику постоянно изменяющегося расклада сил: в невидимом мире хранится резервуар неограниченной и внушающей тотальный ужас жизни. Оттуда исходит все принципиально важное и туда же все возвращается.

Далее, как подчёркивает Темпельс, в эту структуру вводится гештальт предка. Предок стоит между апофатическим истоком могущества и созданным миром. Предка уже нет, он относится к сфере смерти, но одновременно он есть, с ним можно вступить в коммуникацию, принести жертвы, обратиться с просьбой или мольбой. Более того, предок есть, поскольку наличие самого человека (мунту) есть результат силы и могущества предка, который, в свою очередь, есть канализация всеобщего могущества бездны.

Важная особенность онтологии банту в том, что силы постоянно меняются. Темпельс приводит цитату: «Экзистенция для негра — это явление постоянно изменяющейся интенсивности». Сами силы становится то более сильными, то ослабевают. Точно так же и люди (мунту) никогда не являются чем-то постоянным — они усиливаются и слабнут. Сон — ослабление, пробуждение — прилив силы. Смерть — полное ослабевание, когда больше нет сил открыть глаза, пошевелить рукой или ногой. Но так как сила всегда во взаимодействии, то полностью она ослабнуть не может: ослабевание одного компенсируется усилением другого. Так, смерть старика является обратным полюсом появления младенца, полного сил и способности к росту. Причём растёт не только тело младенца — он растёт весь целиком, увеличивается его знание, его мастерство, его дух, позднее его семья.

Самым сильным в обществе банту считается вождь, мфуму. Но его сила не в принадлежности к особому знатному роду или в возрасте. Мфуму — больше человек, мунту, чем остальные, потому что он ближе к предку. Это достигается мастерством, вниманием, изучением традиции и мифов. Но главное — это посвящение, которое часто сопровождается опытом одержимости и обретением нового имени. Вместе с одержимостью и именем в вождя-мфуму приходит новая сила, точнее, его сила увеличивается, достигая максимума. Поэтому вождь живее всех остальных, он есть в большей степени, чем члены общины" (А. Дугин. Логос Африки. Люди чёрного солнца. - М., 2018. С. 262-267).

По-моему, эта безликая сила напоминает то, что в религиоведении называется ёмким словом "мана". Колдун отличается от простого человека тем, что у первого много мана, а у второго — мало. 

Тут ещё припоминаются древнешумерские "мэ" — таинственные и могущественные божественные силы. Этимология шумерского слова «мэ» близка к глаголу «быть»;  в религиозно-этической системе шумеров «мэ» составляли наиважнейшую часть.

К этому можно ещё присовокупить философскую концепцию древнегреческих стоиков, согласно которой человек рождается без души, и на протяжении всей своей жизни "аккумулирует" душу из пневмы. Это похоже на то, как дети из снежка накатывают снежный ком, который может стать очень большим. А может и не стать. Соответственно затраченным усилиям, одни люди становятся "махатмами" ("великими душами"), а другие пребывают в полуживотном состоянии.  

Если силу-могущество банту  персонализировать в образе Богини, то перед нами появится метафизика матриархата, в полном и законченном виде. (Дугин говорит: "Модель, описанная Темпельсом на примере народов банту, может быть взята за образец более широкого мировоззренческого явления, которое при желании можно обнаружить в самых разных обществах — в области тех архаических глубин, где берёт свой исток Логос Кибелы, ещё не сформировавшийся в полноценный и завершённый матриархат.)

Правда, затем Дугин на нескольких страницах высасывает из пальца жуткий образ колдуна-людоеда [2], называет его «тотальным колдуном» и говорит, что вот он-то и является источником культа примордиальной Чёрной Матери. Ну, мы сразу отбрасываем эти бредовые домыслы Дугина. Потому что такой футбол матриархат нам не нужен!

-----------------------------------------------------------------------------------------------
[1] "Протестантский монах" — этого не может быть, это такой же оксюморон как "горячий лёд". Дугин наверно не знает, что у протестантов нет монашества. Пласид Темпельс — францисканский (то есть католический) монах (Источник). 

2] Какой это нах.. "колдун", если он питается мертвечиной?! Чтобы колдуном стать, надо духовной пищей питаться, надо быть аскетом. Даром что-ли дьявол являлся Иисусу в иудейской пустыне? Он ведь не являлся людоедам той поры, жирным богатеям-паразитам, жившим за счёт других людей. Он явился Иисусу после 40-дневного поста, и предложил ему "все царства мира".

"Цель людоеда съесть весь мир, чтобы достичь максимальной концентрации сил в себе самом", - пишет Дугин. Ничего кроме ожирения и скоропостижной смерти он не достигнет. Народная мудрость гласит: чем длиннее ремень, тем короче жизнь. Среди кавказских долгожителей не было и нет ни одного пузатого человека; они все на вид — кожа да кости.

А если людоед, которого придумал Дугин, пожирает людей не в прямом, а в переносном смысле, тогда «тотальным колдуном» был бы, например, Гитлер. Но к чему Гитлеру — колдовство или культ Кибелы? И не будет ли этот культ "висеть" на Гитлере, как на собаке — пятая нога?

Дугин здесь явно следует за И. Бахофеном в определении матриархата как "религии материи", на смену которой приходит "религия духа" — патриархат. (Несмотря на то, что самое духовное явление античного мира — Элевсинские мистерии — были связаны с матриархальным культом Деметры. Даже несмотря на то, что подавляющее большинство прихожан в православных храмах — женщины.) И придумывает матриархальную "религию брюха" с колдунами-людоедами, стремящимися сожрать весь мир. 

В бассейне реки Конго.

А. Дугин рассказывает про племя луба в бассейне реки Конго ("Люди чёрного солнца", 2018. С. 320): "У правителей Луба, как и в династии основателей королевства Конго, власть в царском роду передавалась по матрилинейному принципу, что является ярким признаком матриархата. Следы матриархата видны также в украшениях и священных предметах культуры ЛубаОтличительным признаком принадлежности к высшему сословию — королевскому роду, аристократии, жречеству, женским коллегиям мвади и тайным обществам — было ношение на плече ритуального топорика, на котором были выгравированы женские головы и другие символы".

"Символом царского достоинства, распространявшегося также на аристократию, в традиции луба были особые объекты — мвади, считавшиеся воплощением женских божеств. Мвади могли представлять собой трон, деревянную подушку, посох или лук, наделяемые сакральным значением и служившие предметами почитания. Наряду с мвади-фетишами существовали и живые мвади. Это была женщина-медиум, в которую после смерти священного царя Лунды вселялся его дух. Считалось, что только женское тело достаточно сильно, чтобы выдержать дух царя. После смерти женщины-мвади её функции передавались по наследству дочери, а также изготовлялась деревянная статуя её самой. Женщина-мвади почиталась как царица «мира мёртвых», а та деревня, где она жила, становилась «столицей духов». Традиция мвади — яркий пример матриархальной традиции сакрального царства". 

"Мвади могли представлять собой трон"... Это напоминает древнеегипетские статуэтки Исиды с троном на голове.

Исида вскармливает сына Гора — фаянсовая статуэтка 332—330 годов до н. э.

"Женщина-мвади почиталась как царица «мира мёртвых»"... А древние египтяне почитали Осириса как царя «мира мёртвых».

"В царстве Лунда мы встречаем традицию, снова указывающую на силу матриархата. Так, наряду с царём, называвшимся «мвата яв», сакральной властью обладала его родная сестра по отцу — принцесса, обязанная сохранять девственность и называвшаяся лукокеша. Мвата яв и лукокеша были обязаны ритуально легитимизировать власть друг друга после того, как претендентов на эти должности выбирали из всех принцев и принцесс. Таким образом, лукокеша становится носительницей политической онтологии государства Лунда в качестве матриархальной половины. Мвата яв и лукокеша жили во время их правления в столичном дворце, ограждённом от остальных построек города".

О вторичности патриархальных структур.

"В целом религиозные представления народов адамава-убангийского горизонта отражают архаические хтонические мотивы, что подчёркивается отсутствием у некоторых групп (таких, как азанде, гбайо и т. д.) верховных небесных божеств. В некоторых случаях мы имеем дело с чистой формой религии духов и религией предков, что отражает структуры общества охотников и собирателей и простейших аграрных практик. Показательно, что здесь мы видим прямую связь между отсутствием религиозной вертикали и отсутствием политий [1]. У других народов северовольтской семьи на западе Африки, напротив, мы видим и то, и другое — и мужских вертикальных божеств, и более или менее централизованные государства. Но основа общества в обоих случаях одинакова, и адамава-убангийские народы служат важнейшим этносоциологическим аргументом, принципиальным для определения ноологической природы всех обществ северовольтской семьи — кру, гур, сенуфо и т. д. Примордиальным везде является негроидный матриархат, сохраняющийся среди основного населения. Политическая элита, династиии и институты жречества там, где они есть, отражают более позднее наложение патриархальных структур на матриархальную основу. Причём культурного синтеза, который логически должен был бы сложиться, мы чаще всего не встречаем. Правящий слой старается укрепить свои политико-религиозные структуры, но этот вектор размывается матриархальной герменевтикой основного населения" (А. Дугин. Люди чёрного солнца. - М., 2018. С. 248,249).

Африканский правящий слой ныне находится в том же положении, в котором пребывал правящий слой греков-ахейцев 3500 лет назад.

---------------------------------------------------------------------------------

[1] Видимо, эту связь чувствовал А. С. Пушкин, когда он писал:

"Мы добрых граждан позабавим

И у позорного столпа

Кишкой последнего попа 

Последнего царя удавим" (Источник).