10 февраля 2023

Слоны - "аксакалы".


Около 15 лет назад, в Африке дали разрешение на отстрел "трофейных" слонов - тех, кто уже пожил и не участвовал в брачных играх. Они находились в стороне, большие и властные, с бивнями по 2-3 метра. Казалось бы, они совсем не нужны для популяции этих гигантских животных. Но оказалось, что это не так.

Через год африканцы стали замечать: самцы начали конфликтовать друг с другом, убивая своих соперников, чего ранее не было. А вот тот старейшина, которого люди отстрелили, как раз и разнимал самцов в случае конфликта.

Молодые слонихи (а у слонов матриархат) в условиях засухи не знали, куда вести стадо, чтобы найти воду. Если есть взрослая самка, то хорошо, а если нет, то вёл стадо как раз он, большой слон-старец, он знал куда идти и как можно достать воду с помощью своих бивней. Оказалось, что "трофейные" слоны играли роль сберегающих вид и семью. Они имели знания, как сгладить конфликт, найти воду и не только. И если мы не будем опираться на опыт умудрённых жизнью людей, то нам не хватит и века, чтобы дойти до всего самим и всему научиться. Источник.

 

Многообразие религиозной жизни на Крите минойской эпохи.

На Крите минойской эпохи (до 1450 года до н. э.) не было ни храмов, ни храмового жречества. Можно подумать, будто минойцы жили вовсе без религии. Не тут-то было! Ничего подобного. Религиозная жизнь минойцев кипела столь бурно, что по сравнению с ней позднейшие храмовые богослужения выглядят как упадок религиозности.

Во-первых, на минойском Крите имелись пещерные святилища:  точно установлено существование пятнадцати, а с большой степенью вероятности — ещё такого же числа таких мест. Там, в труднодоступных, тёмных и страшных местах, минойцы искали встречи со священным. В пещере Вернафето высечены изображения повелительницы зверей — обнажённой, с поднятыми руками, со стрелой и луком — среди животных, на которых охотились, и рыб, которых ловили. В пещеры приносили жертвы и дары богини. Очевидно, здесь справляли праздники жертвоприношений — забивали и жарили коров, овец, свиней и диких коз.

Во-вторых, на Крите обнаружены горные святилища. Они расположены на голых, но не особенно высоких вершинах, находящихся в некотором отдалении от человеческих жилищ и в то же время в пределах, как правило, часа пути. Возможно, их сооружали пастухи. И, возможно, эти горные святилища как-то связаны с большими "дворцами" на Крите, так как, например, на рельефном ритоне из дворца в Като-Закро  изображено богато украшенное горное святилище. Вальтер Буркерт говорит, что на этих святилищах по ночам зажигались огни; вполне может быть, если пастухи ночевали в горах вместе со своими стадами. 

Цари на тронах 7 тысяч лет назад?

Вальтер Буркерт пишет в своей монографии "Греческая религия: Архаика и классика" (СПб.: Алетейя, 2004):

"Среди статуэток, найденных в Сескло, неоднократно встречается изображение мужской фигуры на троне, в то время как женские фигуры стоят или сидят на корточках; это указывает на патриархальный строй" (с. 26). 

Плохо, что он не продемонстрировал изображения этих мужиков на троне, и нам приходится довольствоваться одними женскими фигурками.

Источник картинки

В статье на сайте "Генофонд РФ" говорится, что "такие статуэтки находят вокруг купольных печей на дворе среди зернотёрок и горшков. Считается, что это культ Богини-матери, широко распространенный по всему Балканскому полуострову и Подунавью" (Источник).

Уже одно то, что эти фигурки, по всей видимости, лепились женскими руками "среди зернотёрок и горшков", не позволяет видеть в них изображения местных вождей. Что-то я не припомню случая, чтобы какая-нибудь крестьянка в России своими руками слепила из глины царя и поставила статуэтку в красный угол посреди икон. Иконы Царя Небесного и Царицы Небесной имелись в каждом доме, а вот царские портреты никто из крестьян у себя в доме не вешал на стену. 

Так что, по-моему, интерпретация Вальтером Буркертом мужских фигурок на троне крайне тенденциозна. Как он сможет доказать, что это именно патриархальные вожди, а не аналоги позднейших изображений Аттиса, Адониса и других спутников Богини? 

Аттис

Если не знать мифологию Богини, то этого пастушка Аттиса тоже можно интерпретировать как вождя на троне с царским скипетром в руке.