На Крите минойской эпохи (до 1450 года до н. э.) не было ни храмов, ни храмового жречества. Можно подумать, будто минойцы жили вовсе без религии. Не тут-то было! Ничего подобного. Религиозная жизнь минойцев кипела столь бурно, что по сравнению с ней позднейшие храмовые богослужения выглядят как упадок религиозности.
Во-первых, на минойском Крите имелись пещерные святилища: точно установлено существование пятнадцати, а с большой степенью вероятности — ещё такого же числа таких мест. Там, в труднодоступных, тёмных и страшных местах, минойцы искали встречи со священным. В пещере Вернафето высечены изображения повелительницы зверей — обнажённой, с поднятыми руками, со стрелой и луком — среди животных, на которых охотились, и рыб, которых ловили. В пещеры приносили жертвы и дары богини. Очевидно, здесь справляли праздники жертвоприношений — забивали и жарили коров, овец, свиней и диких коз.
Во-вторых, на Крите обнаружены горные святилища. Они расположены на голых, но не особенно высоких вершинах, находящихся в некотором отдалении от человеческих жилищ и в то же время в пределах, как правило, часа пути. Возможно, их сооружали пастухи. И, возможно, эти горные святилища как-то связаны с большими "дворцами" на Крите, так как, например, на рельефном ритоне из дворца в Като-Закро изображено богато украшенное горное святилище. Вальтер Буркерт говорит, что на этих святилищах по ночам зажигались огни; вполне может быть, если пастухи ночевали в горах вместе со своими стадами.
В-третьих, мы знаем о древесных святилищах на Крите. Изображения этих святилищ мы можем видеть на минойских золотых кольцах. Характерная черта таких изображений — могучее дерево, почти всегда окружённое стеной и тем самым обособленное, «священное». Кажется, чаще всего изображаются смоковницы и оливы. Стена может быть украшена лепниной и увенчана культовыми рогами. Ведущие внутрь двери, тоже украшенные, иногда открывают вид на каменный столб. Часто перед деревом движутся в экстатической пляске танцовщицы, или божество является своим почитателям. На миниатюрной фреске из Кносса возле группы деревьев стоит большая толпа людей, а группа женских фигур воздевает руки в состоянии возбуждения или в танце. Такие деревья не встречаются в горах, и вряд ли можно ожидать найти их в дворцовых комплексах. Значит, эти святилища располагались где-то на открытой местности.
В-четвёртых, у минойцев были ещё домашние святилища. У них, судя по всему, имелись свои домашние "иконостасы". В. Буркерт сообщает о маленьком «храме» в отдельно стоящем здании в минойском городе Гурния (ПМI). Там на каменной или глиняной скамье размещались пять глиняных фигурок идолов (упали и лежали внизу, под соответствующей скамьёй в Асине, целая фигура и многочисленные обломки были найдены в Гурнии). Они поставлены вертикально в фас, «вырастая» своих цилиндрических юбок, но поза теофании (руки, поднятые вверх) указывает на то, что перед посетителем предстаёт божество. Сверхчеловеческий статус становится ещё яснее, когда у богини (как, например, в «святилище двойных топоров») на темени сидит птица или (как в Гурнии) змея обвивается вокруг плеча. Другая характерная черта домашнего культа — изображения змей. Прежде всего, в Гурнии вблизи от стола для жертвоприношений были найдены глиняные трубки, стоящие вертикально на расширенном основании, по которым вместо ручек вились змеи. Очень может быть, что маленькие мисочки, как будто для молока, которые были найдены рядом со «змеиными» трубками в одном из помещений Кносского дворца, служили для кормления настоящих змей.
Провинциальное поселение в Гурнии, Крит. |
В-пятых, объектами религиозного культа были могильники минойцев. На то, что одновременно это были и культовые центры для всей общины, указывают мощёные «танцевальные дворцы», сооружённые рядом с ними. (Кстати, рядом с дольменами мы можем видеть такие же площадки.)
Танцы в непосредственной близости от мёртвых предполагали одержимость духами предков, а значит это были оргиастические, экстатические пляски.
И, наконец, религиозные ритуалы совершались во дворцах-"лабиринтах", самым значительным из которых был дворцовый комплекс в Кноссе. Историки упорно называют его "дворцом Миноса", хотя там происходили т. наз. таврокатапсии. "По-видимому, обряд «игр с быками» представлял собой религиозный ритуал, служивший неотъемлемой частью критского культа быка", - сообщает Википедия.
Ну вот, а теперь зададимся вопросом: на этом языческом фоне чем является православное богослужение внутри храма? Не более чем комариным писком по сравнению с симфоническим оркестром.
Сначала св. Стефан Пермский вознамерился извести «погань» под корень и срубил прокудливую берёзу зырян, потом патриарх Никон поломал все гуделки и сопелки скоморохов, а затем государь Пётр I фактически отменил крестные ходы, упразднил часовни, запретил зажигать свечи и служить молебны перед иконами, находящимися на городских воротах и наружных стенах церквей (Источник). И получилось так, что православие уничтожило языческую сакральность, а государство свело на нет православную сакральность. Сакральными остались лишь маленькие "пятачки" внутри храмов, а весь мир за стенами храмов был отдан в руки дьявола. Тут уж поневоле запоёшь:
"Вихри враждебные веют над нами
Тёмные силы нас злобно гнетут..."
Комментариев нет:
Отправить комментарий