25 июля 2023

O tempora, o mores!

В. Ю. Иващенко в статье "Проблемы европеизации частного быта: семейные отношения и домохозяйство в профессорской среде Харькова в начале XIX в." сообщает:

"В России XVIII - начала XIX вв. браки часто носили добровольно-принудительный характер и даже у дворянства доминировала деловая установка на брак. Не было здесь исключением и учёное сословие. Хотя до войны 1812 г. харьковская профессура была вполне довольна выплачиваемым им жалованьем, многие университетские деятели стремились укрепить своё положение удачной женитьбой. Кстати, особенно в этом преуспели иностранные профессора. <...> Профессор Я. Я. Белен-де-Баллю, имевший многочисленное семейство - пятерых сыновей и трёх дочерей - выдал одну из них замуж за учителя рисования Я. Н. Матеса. Этот брак сулил его 14-летней дочери Аспазии безбедное будущее: она получила 2000 руб. приданого и ежегодную ренту до уплаты его в 200 руб.; в свою очередь, 28-летний жених, который, кроме жалованья, имел солидную клиентуру из желающих брать частные уроки рисования, делал её наследницей всего движимого и недвижимого имущества". 

Кошмар! Дурдом! Девочке всего лишь 14 лет, а её замуж выдают! И это не в какой-то тёмной, забитой крестьянской семье, а в среде харьковской профессуры!

Но, может быть, это был единичный случай, исключение из правила? Да нет, Аркадий Красильщиков в статье "Пушкин, Онегин и педофилия" приводит и другие подобные случаи. Оказывется, 200 лет назад, в начале XIX века, в России царили совсем другие нравы.

"Юрий Лотман, знаменитый литературовед, в комментариях к роману писал: «Ранние браки, бывшие в крестьянском быту нормой, в конце XVIII века нередки были и для не затронутого европеизацией провинциального дворянского быта. А. Лабзина, знакомая поэта Хераскова, была выдана замуж, едва ей минуло 13 лет. Мать Гоголя обвенчали в 14. Однако время первых увлечений молодой читательницы романов начинались значительно раньше. И окружающие мужчины смотрели на молодую дворянку как на женщину уже в том возрасте, в котором последующие поколения увидали бы в ней лишь ребёнка. 23-летний поэт Жуковский влюбился в Машу Протасову, когда ей было 12. Герой «Горя от ума» Чацкий влюбился в Софью, когда ей было 12 – 14 лет»."

Реабилитация Матери-Земли.

И. И. Лисович в статье "Репрезентация теории магнетизма в английской культуре XVII века: У. Гилберт "О магните" и Б. Джонсон "Магнетическая Леди" говорит, что свойства магнита практически не становились объектом самостоятельного теоретического осмысления и экспериментального исследования до фундаментального труда президента Королевской медицинской коллегии Уильяма Гилберта (англ. William Gilbert, 1544-1903), "О магните, магнитных телах и большом магните Земля", опубликованного в 1600 году, который он писал на протяжении двадцати лет.

В античности железо ассоциировалось с Марсом, а магнит считался "камнем Венеры". Женский камень Венеры непостижимо властвует над железным Марсом, будучи при этом слабым и зависимым от него, поскольку сама богиня своей нежной любовью притягивает к себе Марса,

Лавиния Фонтана. Марс и Венера. 1600-е годы.

и тем самым смягчает его суровый и яростный нрав, даруя ему мир и покой. Эта концепция феминной вторичности магнита воспроизводилась в большинстве европейских средневековых текстов. Представление о магните как камне Венеры вполне вписывалось и в алхимическую концепцию.

У. Гилберт последоватьно разрушает алхимическую иерархию металлов, а вместе с ней и алхимический гендерный дискурс. Учёный рассматривает алхимическую систему как экстраполяцию человеческих патриархальных практик и отношений на законы Природы.

Гилберт переворачивает средневековую патриархальную логику, заявляя, что "... всякое движение магнита и железа, всякий поворот, наклонение и устойчивость происходят от самих магнитных тел и от всеобщей матери - Земли, которая является источником, распространительницей и началом всех этих свойств и особенностей". Учёный выстраивает совершенно другую иерархию отношений между Землёй, железом и магнитом, где Земля порождает железную руду и магниты: "В верхней части земного шара, или в его непрочной оболочке, как бы в его коре, эти два тела возникают и зарождаются большей частью в одной и той же матке, в одном и том же руднике, как близнецы". Учёный подчёркивает принципиальное равенство магнита и железа, называя их близнецами по рождению от матери-Земли, которая имеет железную природу и обладает магнетическими свойствами. Для Гилберта уподобление Земли живородящему женскому началу является не метафорой, а основой его эгалитарной физики движения и космологии, где доминирующей оказывается женская природа, полностью лишённая эротического контекста. То есть, у Гилберта, при помощи архаичного концепта "Земли-матери", опосредованно опровергается патриархальная интерпретация феминного начала как холодного, влажного и пассивного, способного воспринимать движение только от маскулинного.