И. И. Лисович в статье "Репрезентация теории магнетизма в английской культуре XVII века: У. Гилберт "О магните" и Б. Джонсон "Магнетическая Леди" говорит, что свойства магнита практически не становились объектом самостоятельного теоретического осмысления и экспериментального исследования до фундаментального труда президента Королевской медицинской коллегии Уильяма Гилберта (англ. William Gilbert, 1544-1903), "О магните, магнитных телах и большом магните Земля", опубликованного в 1600 году, который он писал на протяжении двадцати лет.
В античности железо ассоциировалось с Марсом, а магнит считался "камнем Венеры". Женский камень Венеры непостижимо властвует над железным Марсом, будучи при этом слабым и зависимым от него, поскольку сама богиня своей нежной любовью притягивает к себе Марса,
Лавиния Фонтана. Марс и Венера. 1600-е годы. |
и тем самым смягчает его суровый и яростный нрав, даруя ему мир и покой. Эта концепция феминной вторичности магнита воспроизводилась в большинстве европейских средневековых текстов. Представление о магните как камне Венеры вполне вписывалось и в алхимическую концепцию.
У. Гилберт последоватьно разрушает алхимическую иерархию металлов, а вместе с ней и алхимический гендерный дискурс. Учёный рассматривает алхимическую систему как экстраполяцию человеческих патриархальных практик и отношений на законы Природы.
Гилберт переворачивает средневековую патриархальную логику, заявляя, что "... всякое движение магнита и железа, всякий поворот, наклонение и устойчивость происходят от самих магнитных тел и от всеобщей матери - Земли, которая является источником, распространительницей и началом всех этих свойств и особенностей". Учёный выстраивает совершенно другую иерархию отношений между Землёй, железом и магнитом, где Земля порождает железную руду и магниты: "В верхней части земного шара, или в его непрочной оболочке, как бы в его коре, эти два тела возникают и зарождаются большей частью в одной и той же матке, в одном и том же руднике, как близнецы". Учёный подчёркивает принципиальное равенство магнита и железа, называя их близнецами по рождению от матери-Земли, которая имеет железную природу и обладает магнетическими свойствами. Для Гилберта уподобление Земли живородящему женскому началу является не метафорой, а основой его эгалитарной физики движения и космологии, где доминирующей оказывается женская природа, полностью лишённая эротического контекста. То есть, у Гилберта, при помощи архаичного концепта "Земли-матери", опосредованно опровергается патриархальная интерпретация феминного начала как холодного, влажного и пассивного, способного воспринимать движение только от маскулинного.
Учёный высказывает идею, что Земля и другие планеты обладают особой формой души или силой - магнетизмом, который позволяет сохранять мировой порядок и порождать других живых существ, населяющих её.
"... магнитная сила Земли и оформленная душа или одушевлённая форма шаров... обладает во всей своей материальной массе врождённой способностью действовать, - живой, определённой, постоянной, направляющей, движущей, повелевающей, согласующейся, от которой происходит рождение и гибель всего, что существует на поверхности. <...> С теми движениями изначала соединены разум, строгий порядок, знание, правильный выбор, от чего и происходят точные и определённые действия с самого основания и начала мира".
Вот оно, оказывается, откуда "ноги растут" у теории эволюции Дарвина! Дарвин лишь отбросил душу Земли, и у него получилось так, что как будто всё происходит само собой, вовсе без разума и знания, а правильный выбор осуществляется путём "естественного отбора".
Но пойдём далее и процитируем заключение И. И. Лисович:
"Таким образом, Гилберт предпочитает властно-эротической оппозиции мужское/женское, другой социальный дискурс, основанный на витальной терминологии любви, свойственной отношениям мать/дети, подчёркивая принципиальное естественное равенство детей Земли и справедливость мирового порядка от его сотворения. Концепция Гилберта отражает стереотип матриархальной модели общества, который присутствовал в дискурсах европейской культуры как маргинальная форма, свойственная диким племенам Нового света".
Жаль, конечно, что эта маргинальная форма не стала магистральной в европейской культуре, - тогда наверняка удалось бы избежать двух мировых войн. А, глядя на этого солдата с безумным блеском в глазах, можно ещё поспорить, кто являются большими дикарями - европейцы или племена Нового света.
Также надо отметить, что эгалитарный дискурс У. Гилберта появился в Британии, где задолго до этого, ещё в 1215 году, была подписана королём Иоанном Безземельным Великая хартия вольностей, защищавшая ряд юридических прав и привилегий свободного населения средневековой Англии. Потом этот дух свободы распространился, вместе с английскими колонистами, в Америке. Я ещё в прошлом веке удивлялся: почему фильм "Спартак" был снят в США, а в СССР ничего подобного в кинематографе не появилось? У нас фильм Петра Луцика "Окраина" появился только в 1998 году, а в США каждый второй вестерн - такая же "окраина", где мужики на Диком Западе остаивают свою землю и свою свободу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий