20 октября 2023

Обыкновенный патриархат.

Жил-был в патриархальном Риме такой деятель по имени Гай Марий. Он спас римлян от нашествия кимвров.

Резня была ужасающая. Женщины кимвров в отчаянии убивали своих отступающих мужей, хватали за ноги своих детей и разбивали их головы о камни, после чего убивали сами себя, чтобы не попасть в рабство к римлянам. 

Но всё равно в рабстве у римлян оказались несколько десятков тысяч кимвров, ещё многие десятки тысяч были убиты.

И какая же система восторжествовала? А вот какая. Гракх говорит: «Недавно в город Теанум, принадлежащий сидицинам, прибыл консул. Его супруга захотела мыться в мужской бане. Сидицинскому квестору было поручено удалить из бани тех, которые в это время мылись там. Супруга консула заявила потом своему супругу, что баня не была приготовлена достаточно быстро и не была достаточно чиста. Тогда на площади был вбит кол, и М. Марий, самый знатный человек в городе, подведён туда. С него снята была одежда, и его секли прутьями. Когда жители Калеса узнали об этом, то они постановили, чтобы никто не мылся в общественных банях, когда на месте будет находиться римский магистрат. В Ферентинуме один из наших преторов по той же причине приказал арестовать тамошних квесторов. Один из них бросился с городской стены, другой был схвачен и сечен прутьями. Но до чего доходит нахальство и заносчивость молодых людей — я вам представлю только один пример. В последние годы был прислан сюда из Азии в качестве легата молодой человек, не занимавший ещё общественной должности. Он велел носить себя в носилках. Навстречу ему попался пастух из Венузии и спросил в шутку, не зная, кто сидит в носилках, не покойника ли они хоронят. Услышав это, молодой человек велел остановиться и бить пастуха верёвками носилок до тех пор, пока тот не испустит дух» (Источник).

Вот за что умирали римские легионеры, и вот за что они перебили десятки (а может быть и сотни) тысяч кимвров.

Что касается самого Мария, то он впоследствии был объявлен врагом народа государства и бежал из Италии, укрывался от искавших его конных разъездов в пещере, а потом в болоте, но и там его нашли и привели в ближайший город Минтурны — голого и облепленного грязью. Местные власти постановили убить его, но посланный ими варвар-кимвр не решился это сделать и выбежал из дома с криком: «Я не могу убить Гая Мария!» Какая ирония судьбы! Кимвр не смог убить убийцу его соплеменников! А надо было убить этого зверя в человеческом обличии. Потому что Марий, поставив Рим на колени, учинил чудовищный террор в отместку за своё унижение. Бывший претор Квинт Анхарий был убит только потому, что Марий при встрече не ответил на его приветствие, и с тех пор это стало условным знаком: убивали на месте всех, с кем Марий не здоровался (Источник). Не лучше ли было бы, если бы кимвры уничтожили этот римский гадюшник?!

Кариатида

Кариатида с внутренней стороны Малых пропилей Элевсина.

Какая "зверски-сурьёзная" кариатида! Прямо даже и не верится, что у женщины может быть такое лицо. Во всяком случае, женщины с такими лицами ныне не встречаются. Зато кишмя кишат женщины с детски-глуповатыми лицами, как у Татьяны Друбич.

Татьяна Друбич

На TikTok'e девушки всего мира соревнуются, у кого из них более няшное и "кукольное" личико, с губками "бантиком" и глазками "бусинками".

О жертвоприношениях в Элевсине.

Элевсинские мистерии... Значимость этих мистерий для Древ­него мира неоценима, ведь среди посвящённых были многие знамени­тые и прославленные деятели античности. В список неофитов входили философы Платон, Аристотель и Эпиктет, полководец Алкивиад, дра­матурги Еврипид и Софокл, поэт Пиндар. Последний утверждал, что увиденное позволило ему уверовать в бессмертие. По словам Пиндара, церемонии в Элевсине открыли ему великую тайну жизни. Современ­ники Платона считали, что свои идеи он почерпнул из видений во время посвящения в Элевсинские мистерии. Известный государственный деятель Цицерон, участвовавший в этих мистериях, замечательно описал их роль в античной цивилиза­ции в своей книге «О законах».

Можно сказать, что Элевсинские мистерии находились на самом пике античной культуры. И вот поразительная вещь: даже это "рафинированное" язычество не обходилось без жертвоприношений. Карл Кереньи говорит, что на подготовительных Малых мистериях, проходивших в феврале месяце, совершались жертвоприношения животных.

"Участники обряда приносили с собой своё собственное животное. Часть жертвоприношений получало элевсинское жречество. Принесший жертву человек, стоя со стекающей с рук кровью поросёнка, молился Зевсу, а затем очищался бескровным жертвоприношением. В данном случае поросенок являлся чем-то большим, чем любимым животным Деметры; даже самые бедные мисты должны были принести в жертву поросёнка, прежде чем приступить к инициации. Забой "мистических поросят" представлял собой истинное очищающее жертвоприношение. Животные умирали вместо посвящаемых. Животное, объясняет Сократ в "Государстве" Платона, приносилось в жертву для того, чтобы человек смог услышать то, что в противном случае слышать запрещалось. Порядок следования — сначала очищающее жертвоприношение, а затем "слушание" в Аграх — несомненно, согласуется с историческими фактами. Перед забоем посвящаемые мыли животное, по возможности в море, — в этом ясно выражено отождествление приносящего жертву с жертвой — и съедали его в честь богини. Всю местность вокруг места инициации заполнял запах жареной свинины.

Но жертвоприношения животных требовались не только на стадии очищения, но и на стадии инициации, вследствие чего она была делом дорогостоящим, даже несмотря на то, что крупные животные, такие как быки, подносились богам только государством. Мы узнаём об этом случайно, из речи, приписываемой Демосфену, согласно которой известный Лисий, предоставивший отправную точку для диалога между Сократом и Федром на берегу Илиса, был влюблён в девушку-рабыню. Звали её Метанира, так же, как и царицу из гомеровского гимна Деметре. Принадлежала она коринфянке. Лисий хотел подарить ей нечто особенное, но при этом знал, что все его подарки присваивает хозяйка его возлюбленной. Поэтому он решил посвятить девушку в таинства: этот подарок был достаточно дорогим, и отнять его у неё было невозможно.

О некоторых деталях нам рассказывают надписи, фиксирующие подсчёты элевсинских чиновников, ведавших практическими делами святилища. Счета за 329-328 гг. до н.э. свидетельствуют о значительной стоимости инициации двух государственных рабов (тридцать драхм), проведённой в первых числах месяца анфестериона, то есть, вне всякого сомнения в Аграх. Согласно счетам за 327-326 гг. до н.э., с целью приведения в порядок внутренней части Телестериона была проведена инициация пятерых человек. За группу рабов в качестве подготовительного подношения принесли в жертву овцу, ещё одну овцу пожертвовали Деметре, а барана — Персефоне".

Можно предположить, что жертвоприношения совершались с целью "окормления" жрецов Элевсина. Но вот, А. Локтионов, составитель "Античной энциклопедии", пишет: "Забота об устройстве Элевсинского праздника принадлежала к числу обязанностей высшей афинской администрации" (Источник). Это были люди, скажем так, далеко не бедные. Да и наследственные жрецы из древнего рода Эвмолпидов, надо полагать, были людьми не из последнего десятка граждан. Впрочем, там были всякого рода "алтарники", подобно как в православном храме, - вот они-то наверно и были основными потребителями идоложертвенной свинины. 

Элевсинские "страды".

По всей видимости, "основной миф матриархата" был связан с похищением дочери. Если полагать, что история похищения Персефоны возникла не на пустом месте, что у этой древнегреческой истории имелась своя "предыстория", уходящая корнями в крито-минойские древности, и ещё глубже — в неолитическую Старую Европу.

Как известно, именно похищение Персефоны Аидом сорвало Деметру с места и послужило началом её "страд". "Она срывает с головы свою диадему, облачается в траурные одежды и в течение девяти дней бродит по земле с двумя горящими факелами в руках, не принимая пищи и не умываясь". Насколько я понимаю, эти "страды" богини повторяли все неофиты по дороге в Элевсин. Интересно также сопоставить с этими "страдами" исступлённый бег менад на зов Диониса. Хотя, может быть, это был вовсе не зов Диониса, а плач Коры, изнасилованной Девы. Между прочим, Карл Кереньи намекает на связь Диониса с Аидом (согласно Гераклиту, "Аид тождественен с Дионисом")
и демонстрирует рисунок на чаше с Персефоной и Дионисом.

Деметра, Гермес, Персефона, Дионис. Копия рисунка с одной из сторон Ксеноклесской чаши.Лондон,Британский Музей

Кстати, на Крите имелись пещерные святилища в горах, и в эти святилища совершались паломничества. Да и само Элевсинское святилище "прилепилось" на склоне холма.

Элевсинское святилище

Я это говорю к тому, что, очевидно, эмпатия и сострадание были теми "движущими силами", которые заставляли адептов богини следовать по её стопам, разделить с ней её горе, принять на себя и пережить её муки и страдания. Собственно, та же идея просматривается и в призыве ап. Павла к верующим: "Умоляю вас, братия, подражайте мне, как я
— Христу". Что бы там ни происходило в элевсинском телестерионе (Отто в своих исследованиях предположил, что в Элевсине в Ночь мистерии вершились подлинные чудеса: участники мистерий могли видеть то, что они считали подлинным богоявлением), именно предшествующие "страды" должны были обострять все чувства неофитов, делать из них "экстрасенсов", способных видеть и слышать то, что не видят и не слышат обычные люди.