Служитель Кибелы именовался «кибебос», как мужская ипостась богини, а её верховный жрец в Пессинунте именовался Аттисом (Polyb. XXI. 20). Аттис было обычным именем этого жреца (Polyb. XXI. 37). В развалинах Пессинунта была найдена обширная переписка пергамских Атталидов с одним из таких Аттисов.
Но вот что удивительно: Аттис обычно изображается в виде ребёнка. Точнее говоря, в виде мальчика, очень похожего на девочку.
|
Статуэтка Аттиса. Найдена недалеко от г. Эдирне в Турции, в древнем Адрианополое. 2 век, Лувр, Париж. |
В связи с этим любопытно взглянуть на слова Лукиана касательно жрецов Кибелы:
"двусмысленная загадка двойственной природы, они не остались тем, кем родились, и не приобрели качеств того пола, в который перешли... Они считаются детьми — и одновременно успели стать стариками, даже недолгое время не побыв мужчинами" (Диалог "Amoribus", в русском переводе "Две любви". Пер. С. Ошерова).
Когда ученики спросили Иисуса: кто больше всех в Царстве Небесном, то Он, поставив дитя посреди них, сказал: "Если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное…".
Интересно также отметить речевые обороты в "Страдах" Кондратия Селиванова, предводителя русских скопцов:
"Привели меня в Тулу и посадили меня на крепком стуле. И препоясали меня
шелковым поясом железным, фунтов в пятнадцать, и приковали меня к обеим
стенам, и за шейку, и за ручки, и за ножки*, и хотели меня тут уморить. И
было завсегда четыре драгуна на часах; и в другой комнате сидели мои
детушки трое, которые на меня доказали, и было сказано поутру сечь их
плетьми. Но мне их стало жаль, и я со креста сошёл, и все кандалы с меня
свалились, а драгуны в это время все задремали и меня не видели, как я
прошёл. И я своих детушек нашёл и говорил им: «Детушки, не бойтесь.
Ничего вам не будет, и будете отпущены. А я уж один пойду на страды за
всех своих детушек, прославить имя Христово и победить Змия снова, чтоб
он на пути не стоял и моих людишек не поедал». И тут меня хватились, и
все злые удивились, а иные устрашились, и по всем местам бросились. И
нашли меня на дворе; и я по двору гуляю: из желез я ушёл, а со двора не
пошёл. Отец Небесный мне не велел, и приказал мне сию чашу пить: мимо
меня одной нейтить" (Источник).
Василий Розанов говорит, что Селиванов, по самоощущению, - девушка. Не стану спорить с этим, но добавлю от себя, что, называя своих "братьев" и "сестёр" по вере "детушками", он, очевидно, и сам был большим ребёнком.
-----------------------------------------------------------------------
* «Поясок», «ручки», «головка», «шейка», «ножки» — всё это говор какой-то институтки о себе, невольные выражения изнеженной пансионерки... Откуда это?! Не из воспитания, — мужицкого. Это всё из натуры: Селиванов — девушка! вот чего он не знал о себе; и сорвал с себя мужские детородные органы, не только ему совершенно не нужные, но и противоречившие всему его самоощущению, гадкие, противные. См. о «галлах» древности в начале «Людей лунного света». —В. Р.