06 ноября 2022

О пещерном прошлом Чатал-Хююка.

Интересно, что Чатал-Хююк (Çatalhöyük) расположен неподалёку от знаменитой Каппадокии с её пещерными и подземными городами и святилищами.


Думается, что культ Богини-Матери вышел из этих пещер. 

А может быть и само поселение Чатал-Хююк в виде муравейника выглядит так странно именно потому, что оно является копией подземного, пещерного поселения? Традиция — штука чрезвычайно живучая, и переселенцы на новых местах обычно строят себе такие же жилища, к которым они уже привыкли на старом месте.

Некоторые подробности о богине Чатал-Хююка.

У Валерия Гуляева в монографии "Тайны древних городов" имеются интересные подробности о богине неолитических обитателей Чатал-Хююка.


"В слое, датируемом 5800 г. до н. э., найдена статуэтка обнажённой пышнотелой женщины, восседающей на троне, с двумя леопардами по бокам; ступни женщины опираются на черепа (несомненно, предков), а между её ногами виднеется голова рождающегося младенца".

Я никогда не замечал черепов под ногами женщины на троне, да и голову ребёнка между её ног трудно различить. Но, в принципе, такая интерпретация  соответствует мифологии богини: жизнь рождается из неё и к ней же возвращается в смерти, чтобы снова родиться. Так что, черепа предков и голова младенца вполне уместны, хотя и не очень приметны. (Может, так оно и задумывалось изначально, если понимать рождение как таинство.) С леопардами тоже непонятки, так как даже мне, слепому на один глаз, видно, что голова животного справа - это "новодел", прилепленный к трону. Может быть, это львицы. Хотя, скорее, всё же леопарды, исходя из общего культурного контекста Чатал-Хююка: там в настенных фресках встречаются именно леопарды. И, как я уже подчёркивал, в архаических обществах пятнистая шкура леопардов является непременным артибутом вождей. Кстати, и обнажённость - тоже. 

Есть женщины в скифских селеньях...

Когда персидский царь Кир вторгся во владения массагетов, их царица Томирис прислала к нему гонца со словами: "Царь, отступи, иначе прольётся кровь". Кир ответил: "Отлично, ибо я как раз жажду крови". Когда массагеты разбили персов, Томирис повелела принести ей голову Кира, а затем бросила её в бурдюк с кровью перебитых персидских пленных со словами: "Ты жаждал крови? Пей".

 

Торговцы и земледельцы были строителями первых крепостей.

"Иерихон был центром межплеменной торговли: здесь обнаружено много привозных вещей — обсидиан (вулканическое стекло), морские раковины, железистый минерал гематит. Сам же он поставлял соседям соль и некоторые минералы. Кроме того, посёлок стоял на естественном торговом пути той эпохи — между Анатолийской равниной (Турция) на севере и земледельческим селением Бейда (Иордания) на юго-востоке", - сообщает археолог В. И. Гуляев.

Реконструкция Иерихона VIII тыс. до н. э.

Кстати, говорят, что загадочный каменный эллипс «Зимбабве», возможно, тоже был связан с торговлей. В прежние времена в копях и штольнях Зимбабве добывали золото и, по некотоым оценкам, объём добычи достигал шестидесяти тысяч тонн золота в год (Источник).

"В VIII-VII тысячелетиях до н. э. Иерихон был не одинок на Переднем Востоке. В Хаджиляре (совр. Турция) в нижних горизонтах культурного слоя находилось поселение докерамического времени. Каменные фундаменты поддерживали стены из сырцового кирпича прямоугольных помещений. Одна из радиоуглеродных дат соответствует 7040 г. до н. э. И, следовательно, докерамический поселок Хаджилар существовал в то же время, что и каменная крепость Иерихона" (В. И. Гуляев). 

Современная реконструкция докерамического поселения Хаджилар

Загадка каменного эллипса «Зимбабве».

На территории современного Зимбабве (бывшая Южная Родезия) немцы ещё в XIX веке обнаружили руины стены овальной формы. Она имеет форму эллипса и охватывает пространство площадью двадцать тысяч квадратных метров, что соответствует двум футбольным полям.

Этот эллипс сегодня называют «Царской резиденцией» – довольно неуместное название, поскольку внутри стены не обнаружилось ничего такого, что имело бы хоть малейшее отношение к какому бы то ни было царю - никаких письменных памятников, статуй, бюстов, ремесленных изделий, не говоря уже о саркофагах или гробницах. Стена, огораживающая «Царскую резиденцию», имеет высоту десять метров и среднюю толщину четыре с половиной метра. Строительный раствор при её возведении не использовался.

На языке шона «Зимбабве» означает «достопочтенный дом». Судя по всему, это имеет какое-то отношение к религиозной сфере. Кроме того, руины Зимбабве не являются единственными в своём роде. В окрестностях портового города Нова Софала в Мозамбике имеются развалины около сотни подобных сооружений, хотя и меньших по масштабам, но сходных по структуре.