"Не мужчинам, а женщинам открывает себя Дионис", - говорит И. Бахофен в третьем томе своего "Материнского права" (с. 137). - "В Сикионе Дионис изображается в окружении вакханок (Павсаний, Описание Эллады, II, 7, 6). Шестнадцать элейских матрон составляют посвящённую ему коллегию (Павсаний, Описание Эллады, V, 16; VI, 24, 8; Плутарх, О доблести женской, 15; Micca Megisto). В других местах его сопровождают четырнадцать Γέραιραι [1]. (Юлий Поллукс, Ономастикон, VIII, 9, р. 929 в изд. T. Hemsteruis; Исихий, Лексикон; Гарпократион, Лексикон; Демосфен, Против Неэры, 73-81, р. 721 в изд. P. Didot, Paris, 1790). Не Αρχών βασιλεύς [2], a βασίλιννα [3] совершает жертвоприношение Дионису, тем самым вступая с ним в ритуальный брак. Этот брачный союз с божеством возводит саму царицу в столь же божественное достоинство. В Брисеях к его храмовому изображению приближаются лишь женщины, лишь они приносят ему жертвы (Павсаний, Описание Эллады, III, 20,3. Ср. там же, II, 11, 3; VIII, 31,5). В Египте женщины носят его изображение (Геродот, История, II, 48). Во время праздничного шествия в честь Диониса, совершаемого в Александрии, женщины занимают несомненно доминирующее положение".
Женоподобный Дионис Микеланджело |
И далее у Баховена очень интересный пассаж о связи Диониса с быком.
"Элийские и аргивские женщины взывают к нему, прося выйти из морских волн «бычьей стопою» и оплодотворить их (Плутарх, Греческие вопросы, 36; его же, Об Исиде и Осирисе, 34-35) — обстоятельство, благодаря которому изображения восседающих на быке наездниц, которые мы видим на многочисленных погребальных сосудах, приобретают отчётливую связь с вакхическими мистериями)".