"Не мужчинам, а женщинам открывает себя Дионис", - говорит И. Бахофен в третьем томе своего "Материнского права" (с. 137). - "В Сикионе Дионис изображается в окружении вакханок (Павсаний, Описание Эллады, II, 7, 6). Шестнадцать элейских матрон составляют посвящённую ему коллегию (Павсаний, Описание Эллады, V, 16; VI, 24, 8; Плутарх, О доблести женской, 15; Micca Megisto). В других местах его сопровождают четырнадцать Γέραιραι [1]. (Юлий Поллукс, Ономастикон, VIII, 9, р. 929 в изд. T. Hemsteruis; Исихий, Лексикон; Гарпократион, Лексикон; Демосфен, Против Неэры, 73-81, р. 721 в изд. P. Didot, Paris, 1790). Не Αρχών βασιλεύς [2], a βασίλιννα [3] совершает жертвоприношение Дионису, тем самым вступая с ним в ритуальный брак. Этот брачный союз с божеством возводит саму царицу в столь же божественное достоинство. В Брисеях к его храмовому изображению приближаются лишь женщины, лишь они приносят ему жертвы (Павсаний, Описание Эллады, III, 20,3. Ср. там же, II, 11, 3; VIII, 31,5). В Египте женщины носят его изображение (Геродот, История, II, 48). Во время праздничного шествия в честь Диониса, совершаемого в Александрии, женщины занимают несомненно доминирующее положение".
Женоподобный Дионис Микеланджело |
И далее у Баховена очень интересный пассаж о связи Диониса с быком.
"Элийские и аргивские женщины взывают к нему, прося выйти из морских волн «бычьей стопою» и оплодотворить их (Плутарх, Греческие вопросы, 36; его же, Об Исиде и Осирисе, 34-35) — обстоятельство, благодаря которому изображения восседающих на быке наездниц, которые мы видим на многочисленных погребальных сосудах, приобретают отчётливую связь с вакхическими мистериями)".
Всем хорошо известен сексуальный подтекст верховой езды, которая возбуждает наездника/наездницу, доводя его/её иногда до оргазма, в котором человек как бы "сливается" с животным в одно тело и одну душу, в результате чего получается своеобразный "кентавр".
Наездница |
Хотя в данном случае у нас не конь, а бык, но это сути не меняет, - всё равно здесь речь идёт об экстазе и одержимости божеством. И очень знаменательно, что именно Дионис маскируется под бычка.
Альфред Филипп Роль (Alfred Philippe Roll, 1846 — 1919, Франция). Пасифая |
И вот - кульминация "откровений" Бахофена:
"Все великие женские божества, образы цветущей и питающей Природы-Матери, вступают с ним в связь, а некоторые из них — в священный брак. Все они становятся частью его культа, так что Дионис-Сабазий оказывается спутником Кибелы, Дионис-Иакх — предстаёт рядом с цереальной божественной парой Элевсина; изображаемый как Эрос — близ Афродиты: всякий раз мы видим его рядом с превосходящим его женским божеством в качестве inferior potestas [4] (Сервий, Комментарии к «Энеиде», V, 95)".
Ба-а! Да это же хорошо знакомый нам "бычок" из мистерий верхнего палеолита! Тот самый паредр и консорт Великой Богини, о котором говорилось неоднократно в этом блоге. Тот самый "лунный" бык, который совокупляется с женщинами в период менструации. (См.: Мудрая рана.)
Бахофен пишет о нём:
"Взор его обращён на женщину, всё его устремление заключается в том, чтобы покорить её и соединить с собою. <...> Он до такой степени отдаёт предпочтение всему женскому, что и мужчины, представая пред ним, уподобляются женщинам в обличии, поведении и нравах, — так, например, как они переодеваются в женское платье на празднике Осхофорий (Плутарх, Тесей, 22; Нонн Панополитанский, Деяния Диониса, 46 и 87; Филострат, Картины, I, 2). <...> В описании римских вакханалий недвусмысленно подчёркивается запрет на участие мужчин, жрицами являются здесь лишь matronae [5]".
В общем, это понятно: где речь идёт об одержимости божеством, там женщины вне конкуренции. Началось это ещё с Евы, праматери рода человеческого,
и продолжается до сих пор, так как женщины составляют львиную долю случаев одержимости в православных приходах.
----------------------------------------------------------------
[1] «Старицы» (жрицы Диониса в Афинах) (др.-греч.).
[2] Правящий царь, архонт-басилевс (др.-греч.).
[3] Жена архонта-басилевса (др.-греч.).
[4] Низшей силы (лат.).
[5] Матроны, замужние женщины (лат.).
Комментариев нет:
Отправить комментарий