11 октября 2022

Минийцы с длинными власами.

Минийцы — автохтонная группа, населявшая Эгейский регион до прихода туда греков-ахейцев ок. 1600 г. до н. э. То есть, минийцы относятся к догреческому субстрату, как и пеласги. Греки не всегда чётко отличали минийцев от пеласгов, да к тому же выдумывали всякие небылицы, например, считали, что минийцы происходят от царя Миния — такого же легендарного, как и Пеласг (мифический эпонимный предок пеласгов). Немного света на весьма тёмную историю минийцев проливает И. Бахофен в третьем томе своего "Материнского права" (с. 74 и сл.).

Ссылаясь на записи древних авторов, он говорит, что у минийцев "если даже отец и упоминается, во внимание принимается лишь происхождение со стороны матери, от которой минийцы получают своё имя".

Аполлоний Родосский, Аргонавтика, 1,228: 

"Окрест живущие люди всем доблестным дали героям
Славное имя минийцев. Ведь большая часть из пришедших
И самых лучших гордились, что род их ведётся от крови
Миниевых дочерей. А Ясонова мать Алкимеда
Минию внучкой слыла, рождённой от дщери Климены". 

Далее у Бахофена меня заинтересовал следующий пассаж:

"Односторонним сыном своей матери, не знающим отца, предстаёт Эолид Ясон, в одной своей сандалии (μονοσάνδαλος [1]) и в своей исключительной связи с Герой (Аполлодор, Мифологическая библиотека, III, 72). Вторую сандалию он потерял в речном иле. Это указывает на культ ила у пеласгов и на болотную вегетацию, где нет определённого отца".

О "культе ила" и тростниковых зарослях мне приходилось читать в различных исследованиях культуры древней Месопотамии. Тема крайне интересная, но, к сожалению, нигде не встречается обстоятельная информация. Много расплывчатых намёков на то, что все следы ведут в тростниковые заросли на болотах, а дальше "концы в воду" [2].

"И потому обретает существенную значимость то обстоятельство, что аргонавты, прибыв в Фазис, поначалу скрываются в зарослях тростника и камыша (Аполлоний Родосский, Аргонавтика, II, 1286 и III, 1 ff.), равно как и то, что Валерий Флакк даёт Певкону эпитет materna velatus arundine [3] (Аргонавтика, VI, 564), а Пиндар (Пифийские песни, IV, 134) наделяет Ясона ниспадающими кудрями, которых не касались ножницы. Впоследствии мы увидим, что эта черта приписывается вообще всем гинекократическим народам и что древние равным образом усматривали проявление материнской iniussa creatio [4] и в волосах, и в тростнике (ср. Аполлоний Родосский, Аргонавтика, III, 45-47, IV, 30 и особенно II, 712)". 

Я, конечно, ничуть не разделяю "теллурическое" толкование Баховеном культа тростника и речного ила, но его замечание о кудрях Ясона, которых не касались ножницы, очень интересно. Оно заставляет вспомнить про изображения крито-минойских мужчин.

A drawing of the scenes on two gold rings from House A at Zakros, on the top two priestesses are engaged in a cult scene, and on the bottom a long haired acrobat leaps over a bull

Поразительно, что у двух жриц волосы короче, чем у акробата (по-видимому, мужчины), совершающего "сальто-мортале" через быка.

Здесь перед нами возникает библейский образ Самсона,  ветхозаветного судьи-героя, который прославился своими подвигами в борьбе с филистимлянами.

Густав Доре. Самсон и Далила.

Он обладал удивительной силой, секрет которой филистимляне не знали. Самсон наносил им раз за разом столь громкие поражения, что враги прибегли к подлости: Далилу, любимую женщину Самсона, подговорили выдать тайну. За свое предательство она получила почти шестьдесят три килограмма чистого серебра. Оказалось, сила была заключена в длинных волосах: Самсон был назореем и давал обет Господу никогда не стричь своих волос.

Интересно, что Иисуса Христа тоже называли "назореем". Да и у пророка Иоанна Крестителя, жившего в пустыне, тоже, надо полагать, были длинные волосы.

Потихоньку-помаленьку "пазлы" складываются в одну картину и нам становятся понятны феноменальные прыжки через быков крито-минойских акробатов, которые не могут повторить нынешние испанские тореадоры. Ещё в античности в Греции называли аскетами спортсменов-атлетов, которые готовились к Олимпийским соревнованиям и подвергали себя определённым ограничениям. Понятное дело, что древним таврокатапсиям предшествовал период аскетической практики, в результате которой акробаты буквально летали по воздуху, как Иисус ходил по воде. А у нынешних матадоров слишком толстые жопы, чтобы оторваться от земли. Современные матадоры напоминают мне жирных домашних гусей, утративших навык полёта, а древние акробаты были как дикие гуси.


 ------------------------------------------------------------------------------------

[1] Тот, у кого одна сандалия, буквально — односандальный (др.-греч.).

[2] Пошло выражение с времён Ивана Грозного, когда неугодных царю людей топили, привязав верёвкой камень к шее. Концы её, понятное дело оказывались в воде.

[3] Укрытый материнским тростником (лат.). — Примеч. перев.

[4] Стихийное порождение (лат.). — Примеч. перев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий