11 апреля 2022

Валькирии выбирают самых лучших.

«Мы ткём, мы ткём
стяг боевой;
Рвутся вперёд
Смелые воины.
Конунга жизнь
мы защитим, —
нам выбирать,
кто в сече погибнет
» [1]. 

Как говорит Йоханна Катрин Фриксдоттир, "само слово valkyrie состоит из двух корней: valr («мёртвый воин») и kjósa («выбирать», в прошедшем времени – kuru). Получается, что валькирии – это те, кто выбирают павших. Женское окончание, которое мы встречаем во всех без исключения источниках, также подразумевает, что валькирии – это только женщины. Согласно Снорри, на поля брани их посылает Один. Именно для него валькирии должны отобрать самых лучших воинов – эйхнериев (einherjar), которым во время Рагнарёка предстоит сражаться бок о бок с богами против великанов".

Интересно. Викинги тут предстают как фазаны. 

Фазаны. Самка - слева, и самец - справа.

У фазанов всё примерно так же, как у голубей: самец начинает кружить около самки, время от времени останавливаясь и приближаясь. При этом он кудахчет и раскрывает хвост так, чтобы самка могла по достоинству оценить его красоту. Чем красивее выглядит самец, тем больше шансов он имеет на успех. Потому что окончательный выбор всегда делает самка. 

И тут раскрывается вся "философия жизни" викингов.

"Надо!
Надо!
Надо нам, ребята,
Жизнь красивую прожить.
Надо что-то важное, ребята,
В нашей жизни совершить!"

Ну, то есть, чем красивее я проживу жизнь, тем более у меня шансов на то, что меня заметит валькирия и отнесёт мою душу в Вальхаллу, небесный чертог в Асгарде. 

А вот и наш "фазан"-красавЕц, Эйнар Одноглазый из фильма "Викинги" (1958). 

Кирк Дуглас в роли Эйнара

Наверняка, такие "фазаны" были и в реальной жизни. Пить - так бочками, ипать - так королеву... Жить по максимуму, "на полную катушку"... Устроить из своей жизни яркое представление, как брачный танец фазана. И будь что будет...

-----------------------------------------------------------------------

[1] Песнь валькирий. / Пер. А. И. Корсуна.

Бездомная собака.


Удивительные минихрамы Греции.

В современной Греции довольно часто можно встретить вот такие модели православного храма. Эти как бы "игрушечные" храмы называются кандилакиями, и они являются свидетельством большой религиозности и набожности греков. К таким «мини-часовням» ходят постоянно, меняют там свечи — чтобы горели ежедневно и круглосуточно.

Они напоминают мне "столпы", на которых столпники совершали свои аскетические подвиги.

Преподобный Алипий Столпник

Интересно, что столпничество, как аскетическая практика, существовало лишь на территории Византии, на территории восточной (православной) церкви, а на Западе ничего подобного не было. 

В статье О "столпе" Симеона Столпника я высказал предположение о том, что сия аскетическая практика перешла в православие из язычества. Адепты культа Аттиса и Кибелы подвизались на этих столпах. Известны примеры, когда бывшие жрецы Кибелы обращались в христианство. В частности, здесь можно привести пример Монтана из Мизии (Малая Азия). Церковные историки Евсевий и Епифаний подчёркивают следующую немаловажную деталь из биографии Монтана. Будучи до обращения в Церковь жрецом-галлом культа Кибелы с его экстатической оргийностью и членовредительством, он, во время посвящения в таинства этой богини, находясь в состоянии исступления, сам оскопил себя, тем самым доказав свою преданность и верность этой языческой богине (Источник).

Как мы знаем, культ Кибелы и Аттиса в дохристианские времена имел свой эпицентр в малоазийской Фригии и оттуда распространился на Ближний Восток и Балканы. И вот я думаю: может быть, эти греческие модели православных храмов восходят к древним погребальным столбам-мегалитам, в которых "спасались" столпники? Традиция — это такая "живучая" штука, которая, постоянно видоизменяясь, как хамелеон, тем не менее, может храниться веками "под спудом" и возрождаться в новых формах.