17 января 2022

Храмы как элементы государственного культа.

 

Зиккурат в Уре. Реконструкция.

Зиккураты являются немыми свидетелями появления царской власти в Месопотамии. Согласно Списку царей Шумера и Аккада, возведение первого зиккурата приходится на время правления царя Этаны; Этана, по более древней традиции, есть первый царь I династии Киша, о нём говорится: «Этана, пастух, тот, кто вознёсся на небеса, тот, кто объединил все страны, и стал царём». Иногда проводятся аналогии между Этаной и библейским Нимро́дом, названным царём городов «Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар» (Быт. 10:10). В агадических преданиях именно ему приписывается строительство Вавилонской башни.

Очевидно, Вавилонская башня в Библии несёт негативные коннотации именно из-за того, что она строилась, во-первых, в городе, и, во-вторых, по царскому велению-произволению. Как известно, у древних евреев поначалу не было ни городов, ни царей. Они смотрели на Вавилон примерно так же, как сибирская отшельница Агафья Лыкова смотрит на Москву. То есть, имелось противопоставление по линии "деревня" — "город". В "деревне" - маленькое святилище, скиния завета,

Скиния завета. Реконструкция.

а в "городе" - огромная башня до небес.

Историк Софронов в труде «История Древнего Востока в Ветхом Завете» замечает очень точно (стр.238) : «Мы застаём общество архаического Ура в момент, когда выделилось из общин Ура храмовое хозяйство — основа существования государственного аппарата. <...> Итак, ранняя государственность Южного Двуречья возникает в виде храмового хозяйства, обеспечивающего существование государственного культа. <...> Так в храме, как в государственном хранилище, сосредотачивался прибавочный продукт, необходимый для администрации и непроизводительной части общества, как то: жрецов, ремесленников, правителей».

Я бы сказал, что храмовые хозяйства обеспечивали существование не столько государственного культа, сколько культа Государства. Хотя, если присмотреться внимательнее, то государственный культ и культ Государства - это, в принципе, одно и то же. И, очевидно, до-храмовое иудейство осознавало себя противником государственного Левиафана. Да и в эпоху эллинизма евреи выступали против государства. Описание "зверей" мировых империй мы находим в видении зверей Даниила. Как известно, борьба евреев против римского "зверя" закончилась разрушением иудейского храма и Иерусалима в 70 году.

Salut Salon. "Competitive Foursome".


 

О религиозной основе материнского права.

Мне кажутся неубедительными попытки И. Баховена "вывести" материнское право из ius naturale (естественное право). Дело в том, что декларация о "правах человека" не остановит руку убийцы. Кажется, и сам Бахофен понимает это, когда он говорит о религиозной основе материнского права. Он пишет: "Всё величие и достоинство, которые заключены в имени матери, в усиленной форме воспроизводится в слове βοϋς . Благодаря своей связи с религиозным символом имя матери представлено здесь во всей своей святости и неприкосновенности. Поэтому оно как нельзя лучше соответствует эпохе материнского права, покоящегося на всецело религиозной основе".

Тут, очевидно, имеется в виду одна из самых великих богинь Древнего Египта — Хатхор. 

Древнеегипетская фреска с богиней Хатхор

Её чтили не только египтяне, но и сирийцы, греки и римляне.  

Хатхор кормит грудью умершего фараона

Вырисовывается следующая логическая последовательность.

1. Общество - религиозное, и, стало быть, большинство членов общества соблюдают религиозные традиции. Несоблюдение традиций автоматически ставит человека в положение "отщепенца".

2. Большинство членов общества почитают богиню Хатхор; хотя некоторые могут почитать её притворно, единственно из боязни прослыть "отщепенцами".

3. Так как Хатхор изображается с коровьими ушами, корова становится священным животным богини; убить корову значит причислить себя к подонкам общества.

4. Хатхор — не просто корова, а женщина-корова; поэтому женщины, как и коровы, приобретают священный статус. Поднять руку на женщину равнозначно страшному богохульству; за это извергают из порядочного общества. Боязнь прослыть "извергом" останавливает насильника. 

Я вижу крепко стоящее материнское право на религиозной основе, но на основании т. наз. естественного права ничего подобного стоять не может. Какой-нибудь безбожный мужлан отрубит голову женщине с тою же лёгкостью, как он отрубает голову курице.

— Ius naturale, права человека? Не, я чек неграмотный, я ничё такого не слыхал, - скажет он.

----------------------------------------------------------------

[1] Корова (др.-греч.). 

Двери в потолке - "света горнего ради".

Реконструкция неолитического поселения Чатал-Хююк.

Почему в домах поселения входные двери были расположены сверху, в потолке, - о том говорит Олег Ермаков:

Версия, конечно, не научная, но очень красивая.