28 сентября 2025

Немного про маски культуры Винча.

В статье "Anthropomorphism and symbolic behaviour in the Neolithic and Copper Age communities of South-Eastern Europe" многочисленный коллектив авторов, среди прочего, затрагивает тему масок культуры Винча.

Резюме: большинство идолов Винча имеют маски. Маски изображают домашних или диких животных. "Мы распознаём маску, изображающую букранию, другие с волчьими ушами. Также можно распознать маски мелких животных, сильно стилизованные, изображающие домашних животных (овец, ягнят, возможно, крупный рогатый скот, возможно, собак), без намерения чётко их изобразить, важна была только идея маски".

"Примером важной роли маски в религиозно-магических обрядах служат статуэтки Любцовы. Одна из них держит маску в левой руке, а аскос (глиняный сосуд) – в правой (рис. 18).

Fig. 18. Liubcova
Прорисовка

Серповидные ладьи древних египтян.

Картинка из монографии Д. Б. Пруссакова "Додинастический Египет. Лодка у истоков цивилизации":

Лодки Вади Аббад. Доисторические петроглифы

Удивительно место расположения этих петроглифов — в восточной пустыне, в 60 - 100 км от долины реки Нил.

Основной ареал «лодочных» петроглифов в Восточной пустыне Египта

Согласно Хансу Винклеру, авторами этих петроглифов были «горцы-автохтоны», идентифицированные им как «хамиты» — предки всех последующих жителей Западной и Восточной пустынь Египта. Они населяли «степи и горы, окаймляющие Нил», на протяжении нескольких тысячелетий, «возможно, вплоть до династических времён». По его трактовке рисунков, то были охотники, уже приручившие крупный рогатый скот и пришедшие в здешние края «очень рано», когда в Египте «выпадало достаточно дождей, чтобы обеспечить кормом жирафа и слона», и эти прожорливые фитофаги, к которым нужно добавить носорога, ещё водились в нынешних пустынях вокруг Нила, служа первобытным «художникам» добычей и повседневной живой натурой. Именно данной «цивилизации» Винклер приписывал львиную долю петроглифов, обнаруженных им на территории Египта, подчёркивая такое свойство этого самого длительного изобразительного пласта, как полное отсутствие батальных сцен при том, что «горцы», судя по их охотничьим сюжетам, располагали эффективным метательным оружием: большим двояковыгнутым луком «в форме цифры 3».