Карл Юнг, в своё время, много говорил и писал об архетипах коллективного бессознательного. Но как убедиться в том, что они реально существуют? Архетипы — "дело тонкое": руками их не пощупаешь, на весах не взвесишь. По-моему, лучшим доказательством правоты Карла Юнга является тот факт, что одни и те же символы "проявляются" и действуют в культурах, удалённых друг от друга на тысячи лет и тысячи километров.
Взять, например, свастику. Она уже "проявилась" в ближневосточной самаррской культуре ок. 6300 - 6000 гг. до н. э., когда ариев ещё и в проекте не было.
Источник картинки. |
Где - Ближний Восток, и где - Северная Америка? Между ними - десятки тысяч километров. Не может быть и речи о каком-либо культурном заимствовании. Тем не менее, форма свастики использовалась некоторыми коренными американцами - в частности, хопи и навахо. Кстати, "традиционно хопи организованы в матрилинейные кланы. Когда мужчина женится, дети брака становятся членами клана жены" (Википедия).
Ковёр навахо. Источник картинки. |
Детская фотография Жаклин Бувье, будущей жены американского президента Джона Кеннеди, в платье индейцев Навахо.
Индейцы племён навахо, папаго, апачи и хопи подписывают документ, в котором они отказываются от использования символа свастики в рисунках традиционного индейского искусства - одежде, украшениях и прочих бытовых вещах. Аризона, 28.02.1940 года.Не может быть и речи о том, чтобы индейцы заимствовали свастику у своих кровных врагов - "бледнолицых собак". Нет, свастика была у индейцев задолго до прихода европейцев в Америку. Значит, она "проявилась" у индейцев так же, как недавно "проявился" образ Богородицы на стеклянной двери в реанимацию (см. Эпифания Богини).