06 июля 2022

Полезный женский род

В племени кхаси, которое проживает в индийском штате Мегхалая и на территории Бангладеш, женщины становятся главами семей, а мужчины борются за равноправие и жалуются на дискриминацию даже на уровне языка: «Слово «дерево» в нашем языке мужского рода, а «древесина» — женского: как только что-то становится полезным, грамматический род слова меняется».

Источник 

Вот что значит быть главой семьи!

Гусь - герой.


Гея против Деметры.

seashellfreedom в записи "Элевсинские мистерии. Ч.1" противопоставляет "дикую" Гею "домашней" Деметре. Гея — врагиня Деметры, так как она
соучастница похищения девы Персефоны. Деметра есть богиня, прежде всего, злаков, а также окультуренной растительности, в то время как Гея порождает "дичь", всякого рода дикие цветы, например, тот же цветок нарцисс. Персефона сорвала нарцисс: дёрнула за «верёвочку», люк открылся, оттуда – шасть Аидоней, старичок-паучок, и нашу Кору поволок в уголок.

 

Минойские росписи в древнем Египте.

Источник - Фонд развития науки и культуры «Таволга»

В 1987 году в египетском дворцовом комплексе на памятнике Телль-эль-Даба были обнаружены фрагменты минойской настенной росписи. Минойские росписи относились к искусству Крита, и их открытие вдали от греческой цивилизации стало настоящей сенсацией. Поразительная находка была сделана командой египтолога Манфреда Битака в ходе раскопок, проводимых Австрийским археологическим институтом в Телль эль-Дабе (восточная часть Дельты).

Рис.1 — фрагмент росписи в Телль-эль-Дабе

Рис.2 — фреска из Кносского дворца

Главный сюжет росписей - таврокатапсия - ритуальные борьба и игры с быками, в которых участвуют несколько «акробатов». Количество найденных фрагментов превысило несколько тысяч. Техника исполнения и сюжет настолько напоминают минойские изображения, будто их перенесли сюда прямиком с Крита. Но как минойские фрески оказались в дельте Нила? Для поиска ответов на этот вопрос необходимо перенестись на несколько тысячелетий назад.

Рис.3 — фрагменты росписи в Телль-эль-Дабе

История поселения на территории Телль эль-Дабы уходит корнями в начало XII династии или даже в Первый Переходный период (кон. 3-го — начало 2-го тыс. до н.э). С конца XII династии сюда начали активно проникать азиаты. Появление чужеземцев привело не только к быстрому росту города, но и развитию межкультурных связей. Азиатские этнические группы (гиксосы) даже на какое-то время захватили значительную часть Египта, и город в XVII веке до н.э получил название Аварис. Это было место торговли как с внутренними районами Египта, так и с азиатскими странами и Кипром.

Однако вскоре египетское государство отвоевало обратно свои территории. Царь Яхмос разгромил гиксосов и основал новую династию. Во времена Тутмоса III и его сына Аменхотепа II на этом месте были выстроены три дворца, которые стали центром нового египетского города с названием Перу-Нефер. В двух дворцах экспедиция М. Битака обнаружила сенсационные минойские росписи. Учёный был уверен, что нашёл свидетельство пребывания в Телль эль-Дабе минойских мастеров. 

Рис 4. — раскопки Телль эль-Дабы

К сожалению, точного ответа на вопрос о происхождении минойских фресок в Перу-Нефер не удалось найти до сих пор. Кто был их творцом: приглашённые минойцы, азиаты или сами египтяне, позаимствовавшие сюжеты из минойского искусства? Мы этого точно пока не знаем. Но поскольку росписи в минойском стиле обнаружены также в поселениях Телль Кабри и Алалах (современные Израиль и Турция), открытие в Египте вносит важный вклад в изучение истории межкультурных взаимосвязей в Восточном Средиземноморье в эпоху позднего бронзового века.

------------------------------------------------------

Добавлю от себя пару слов.

Конечно, крито-минойские быки потому "прижились" в древнем Египте, что у египтян имелся аналогичный культ Аписа. 

Апис помог бы нам раскрыть тайну крито-минойских таврокатапсий, если бы у нас имелась информация об этом египетском культе. Но, к сожалению, все наши знания об Аписе исчерпываются несколькими строками в Википедии, а остальные сайты повторяют то, что и так уже известно.

Ликийские гробницы.

think_head выложил в своём блоге фотки ликийских гробниц (см. здесь). Когда-то тут был город Сидима, входивший в Ликийскую лигу, а теперь на этом месте расположена турецкая деревня Дудурга (Dodurga). Руины Сидимы раскинулись на несколько километров вокруг. Сами дома местных жителей частично построены из древних материалов, при том, что деревня была перенесена в это место около века назад.

Гробница между домами