"Шагающая фигура человека с козьими рогами, накидкой из козьей шкуры и изогнутыми вверх носками обуви" (музей Метрополитен в Нью-Йорке). Скульптура принадлежит прото-эламскому периоду - 3200 год до н. э.
Это хорошая иллюстрация к моей записи "Рогатый символ святости". Кем бы ни был этот рогатый персонаж - жрецом или скоморохом, - он ассоциируется с козлом.
Понятное дело, что рогатыми "быками" или "козлами" могли быть только мужчины, но, интересно, до какой степени доходило это отождествление? Мы же знаем, что и быки, и козлы были жертвенными животными. С одной стороны, до нас дошли такие имена как, например, Ганнибал, где слышится «ваал», рогатый бог финикийцев. С другой стороны, Джеймс Фрэзер в своей "Золотой ветви" приводит много древних легенд о жертвоприношениях царей-жрецов. Причина насильственной замены старого царя новым кроется в том, что царь, который был одновременно жрецом, магом, от которого зависело благополучие полей и стад, при наступлении старости или незадолго до неё, как полагали, начинал терять свою магическую потенцию, что грозило бедствием всему народу. Поэтому "царь дождей" заменялся более сильным преемником.
"На холме у Боммы, вблизи от устья реки Конго, обитает Намвулу Вуму —
Царь Дождя и Бури. У некоторых племён Верхнего Нила, как известно, нет
царей в обычном смысле слова. Единственные, кого они почитают за
царей, — это Цари Дождя (Мата Кодоу), которым приписывается способность
вызывать дождь в нужное время года, то есть в сезон дождей. До того как в
конце марта начинаются дожди, страна представляет собой опалённую
зноем, бесплодную пустыню, а скот — основное богатство народа — гибнет
из-за отсутствия травы. Приближается конец марта, и глава каждой семьи
отправляется к Царю Дождя и дарит ему корову, чтобы тот ниспослал
благословенную воду на побуревшие, иссохшие пастбища. Если дождь не
идёт, люди собираются и требуют, чтобы царь дал им дождь; если же небо
продолжает оставаться безоблачным, царю вспарывают живот, в котором он,
как гласит поверье, скрывает ливни" (Источник).