"В 1867 году группа индийских охотников выследила волчицу. Охотники пошли за ней и обнаружили волчье логово. Осторожно приблизившись, к своему удивлению, охотники обнаружили, что одним из членов стаи был маленький мальчик лет шести. Охотники убили волчицу, а мальчика забрали из пещеры. Его назвали Дина Саничар. Его привезли в ближайший детский приют и надеялись цивилизовать. Но «маугли» так и не смог стать цивилизованным.
Дина продолжал ходить на четвереньках. Ел он только сырое мясо и пытался обгладывать и пережёвывать кости. Он общался, но исключительно по-волчьи. В частности, выл, как волк. И так и не смог выучить ни одного человеческого слова. Сперва он избегал любых контактов с людьми. Не играл с мальчиками, а забивался в тёмный угол. И рвал любую одежду, которую на него пытались надеть. Но со временем, частично, адаптировался. Более того, он смог воспитать ещё одного «маугли», которого привезли позднее. Научил его носить одежду, пользоваться столовыми приборами и пить из чашки, а не из лужи.
На этом фото прототипу Маугли 29 лет |
В Индии таких называют «ребёнок-волк». Это был первый зарегистрированный случай. Всего же за последние 100 лет известно, как минимум, 50 подобных ситуаций. Случаев, когда ребёнка взращивают именно волки, зарегистрировано больше всего. Но были и истории, когда детей выкармливали пантеры, газели и даже...курицы! И все дети перенимали особенности поведения своих приёмных родителей" (Источник).
Эта история даже не говорит, а прямо кричит, вопит о том, что у современного человека (не путать его с гоминидами и прочими приматами) нет своей собственной, "человеческой" природы. Если младенец, оказавшись в среде животных, перенимает все их повадки и ведёт себя согласно поговорке "с волками жить — по-волчьи выть", то совершенно ясно, что сугубо человеческое (=культурное) поведение отнюдь не присуще человеку изначально, не "запрограммировано" самой природой.
Снова и снова я возвращаюсь к одному и тому же вопросу. Если так легко "слетает" человеческое (=культурное) поведение с современного человека, то, спрашивается, почему же оно не "слетело" гораздо раньше, в эпоху палеолита, когда люди были "дикарями" (по мнению некоторых учёных)?
Кстати, не только люди, но и, например, кошки "дичают" с поразительной быстротой. Моя Мурка однажды окотилась где-то под досками в соседском сарае и привела домой уже большого котёнка. Котёнок давно уже вырос, но так и остался "дичком", - шипит на меня, когда я приближаюсь к нему, я его даже ни разу на руки не брал. Тоже своего рода "маугли".
Люди, по "мясу", мало чем отличаются от обезьян, и, очевидно, природа приматов является "пороговой" для них, выше которой они не могут "прыгнуть". И лишь один человек оказался выше этого природного "порога". Как ему удалось перепрыгнуть этот "порог"? И, главное, как удалось первым людям "впитать" в себя навыки культурного поведения, если вокруг них были одни обезьяны и прочие животные? Если ныне, несмотря на всю мощь ретрансляции культуры (через школьное обучение, домашнее воспитание, через интернет и телевидение), социализация частенько терпит поражение и из детей вырастают дикари в буквальном смысле слова, то почему же кроманьонцы не стали все поголовно дикарями? Ведь это так легко и просто, судя по примерам с "маугли".
Не значит ли это, что у культуры имеется как бы "подпитка" из неведомого нам источника? И не потому ли с самых древних времён человек разумный характеризуется как homo religiosus, что люди смутно чувствовали эту "подпитку" из Иномирья? И не является ли эта "подпитка" своего рода "электрическим током", проходящим через род человеческий на протяжении всей его истории? Отключи этот "ток", и человек мгновенно превращается в животное, как в случае с "маугли".
Очевидно, всё сущностно человеческое в человеке, всё, что отделяет человека от животного мира, заключается именно в этом "токе". Дар языка у человека служит для передачи культурного "тока"; без культуры и вне культуры язык деградирует и атрофируется. Приматов можно сравнить с медной рудой, а человека разумного — с медным проводом. По медным проводам проходит "электроток" культуры, по медной руде ничего не проходит. Вот это и является основным и фундаментальным отличием человека и обезьяны; это должно быть написано во всех школьных учебниках, и эту формулировку дети должны заучивать наизусть. Если по медным проводам не проходит электроток, то провода ничем не отличаются от медной руды, что и демонстрирует феномен "маугли".
Комментариев нет:
Отправить комментарий