27 октября 2023

Заместительная жертва.

Карл Кереньи говорит, что перед каждым вопрошением Дельфийского оракула совершалось жертвоприношение козы.

"В случае жертвоприношения, открывавшего церемонию официального вопрошения оракула, ритyальное животное должно было содрогаться, трястись всем телом и издавать соответствующие звуки. Таким образом оно как бы выражало своё согласие послужить в качестве заместительной жертвы для жертвующего и для бога, который вступал в подземную сферу и открывал её для вопросов и ответов. Во времена Плутарха однажды случилось так, что у животного вызвали требуемую реакцию силой, и Пифии пришлось пострадать за это. Прямо в святая святых у неё начались жуткие припадки, с бессвязными криками она бросилась наружу и упала без сил. Плутарх не говорит напрямую, что это стало причиной её смерти".

В общем, насколько я понимаю, коза выполняет функции жаропрочного суконного костюма металлурга. Без этого костюма сталевар рискует получить ожоги раскалённым металлом, а то и вовсе сгореть заживо. 

 
В загробном мире текут реки из расплавленного металла, и именно в этот мир открывается "форточка" всякий раз, когда вопрошается оракул. Чтобы жар, исходящий из ада, не опалил пифию, вместо неё подставляется ритуальное животное.

Менады и мулы.

Три картинки из монографии Карла Кереньи "Дионис: Прообраз неиссякаемой жизни" (М.: Ладомир, 2007):

Meнады, скачущие на мулах вокруг Диониса
 
Менады, прибывающие на фаллических мулах на пиршество

Фаллический мул с Дионисом

Интересно, почему Дионис и менады "якшаются" с мулами?

К сведению: "Мул (лат. mūlus) — результат скрещивания осла и кобылы. Самцы мулов бесплодны" (Источник).

Эти мулы напоминают мне галлов Кибелы. Те тоже были бесплодны. 

Ещё из Википедии: "Термин «мул» первоначально применялся к отпрыску любых двух животных разных видов — к тому, что в настоящее время называется «гибридом»".

А вот что рассказывает Аристофан в платоновском "Пире": "Прежде всего, люди были трёх полов, а не двух, как ныне, - мужского и женского, ибо существовал ещё третий пол, который соединял в себе признаки этих обоих; сам он исчез, и от него сохранилось только имя, ставшее бранным, - андрогины, и из него видно, что они сочетали в себе вид и наименование обоих полов - мужского и женского". 

Про этих андрогинов, или урнингов, много писал В. В. Розанов; он полагал, что "люди лунного света" составляют "ядро" христианской Церкви, да и вообще любой традиционной религии. 

Религия "соткана" из парадоксов: бесплодные мулы изображены с гипертрофированными фаллосами. Очевидно, в чём-то они превосходят обычных ослов и коней, если менады и сам Дионис восседают на них. 

О Дельфийском оракуле.

Карл Кереньи сообщает любопытные подробности об оракуле в Дельфах:

"Согласно мифу, Аполлон прибывает как завоеватель и овладевает оракулом, раньше принадлежавшим некой великой богине (в соответствии с простейшей формой традиции, самой Земле, или Гее) и охраняемым змееподобным существом женского пола" [1].

Википедия говорит иное: "Пифо́н, или Питон (др.-греч. Πύθων от πύθω «Питон») — в древнегреческой мифологии змей, охранявший вход в Дельфийское прорицалище до занятия его Аполлоном и считавшийся сыном Геи (вариант — Геры). Либо сам Пифон до Аполлона давал прорицания. По его имени была названа Пифия" (Источник). 

В той же статье Википедии говорится, что "самые Дельфы называются в Илиаде Пифо", а Пифо, кажется, женское имя, если вспомнить про Сапфо, известную также как Сафо. "По Меандрию и Каллимаху, в Дельфах жила драконица по имени Дельфина".

Далее К. Кереньи рассказывает:

"Наличие в Дельфах доаполлоновского оракула Земли можно считать удостоверенным традицией и археологическими находками. Не подлежит сомнению и угверждение археологов, что в Дельфах люди в разгар бронзового века жили ещё в условиях неолита и что это место, хотя расположение святилищ отличалось тогда от позднейшего, тем не менее уже считалось священным. ЗнаменитыIй каменный пуп, или омфал, в Дельфах свидетельствует о том, что там верили в связь между верхним и нижним мирами; правда, здесь, в скалистом ландшафте, дело выглядело иначе, чем в Лерне, где доступ в подземный мир осуществлялся через воду. Но источников было достаточно и в Дельфах, а среди них и такой обильный, как Кастальский ключ".

Кстати, К. Кереньи говорит о прибытии матриархального семейства Аполлона (его матери Лето и его сестры Артемиды) из Малой Азии в Грецию. Ну, да, Зевс-то, отец Аполлона и Артемиды, появился всего лишь раз в виде перепела, когда овладел Лето, а потом мамаша с детьми скиталась одна, без какой-либо мужской помощи, и поэтому, конечно, здесь имеет смысл говорить о матриархальном семействе.