30 ноября 2023

Родовой котёл.

"Сначала на родине, говорится в одном чеченском предании, людей так было немного, что каждый род (тайпа) имел общий большой котёл

Котёл из Гундеструпа

Раз в год, именно в весенний праздник, в общем котле варили мясо от скота, жертвуемого фамильною артелью, и трапеза была общая; все были сыты. Пиво также варили в общем фамильном котле. На родовых котлах этих были намечены знаки всех фамилий, принадлежавших к котлу

Кернунн, окружённый животными, на котле из Гундеструпа

В этих же котлах готовилось угощение при свадьбах и поминках. Но то было прежде; а теперь не только роды, но и фамилии, входящие в состав рода, считают себя тысячами душ. Они рассеялись и, кажется, забыли уже про свои котлы,— по крайней мере давно уже не посылают к котлам присягать по тяжебным делам и спрашивать о коренных правилах обычая при разборе важных дел".

Так пишет Б. К. Далгат на стр. 87-88 своей монографии "Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей. Исследование и материалы 1892-1894 гг." (М.: ИМЛИ РАН, 2008). Я к его описанию добавил изображения кельтского котла из Гундеструпа. По-моему, у кельтов, в своё время, было такое же родовое общество, как у чеченцев, и такие же котлы для совместных трапез.

Ещё один "перл" от Ричарда Д. Ферле.

"По мере отдаления от экватора интеллект населения повышается. <...> Климат с сезонными колебаниями ставит перед человеком больше умственных задач, поскольку сопряжён со многими дополнительными проблемами, которые нужно решить ради выживания. Это, конечно, сохранение тепла, а также отсутствие пропитания зимой, необходимость охотиться на крупных млекопитающих, загонять их в ловушки, доставлять мясо женщинам и детям и хранить избыток пищи при минусовой температуре. Такие проблемы у жителей тропиков не возникают; их решение требует тщательного планирования, сотрудничества, а также создания оружия и орудий, то есть требует интеллекта. <...>

Поскольку северные женщины, вплоть до последнего времени, нуждались в обеспечении со стороны мужчин, а мужчины, способные это делать, обычно обладали высоким статусом и благосостоянием (эти признаки тесно связаны с интеллектом), северные женщины прямо или косвенно выбирали себе наиболее умных мужчин. По некоторым данным, у более красивых женщин выше интеллект, возможно, из-за того, что их матери были красивы и выбирали себе умных мужчин, так что, поскольку мужчины предпочитают красивых женщин, они этим также способствуют отбору по признаку интеллекта" (стр. 197-199).

Тут на любую фразу автора можно написать аргументированное опровержение, но мне уже надоело этим заниматься. Поначалу я воспринимал Ричарда Д. Ферле как антрополога, а теперь читаю его литературный опус как прикольные "антропологические байки", своего рода фолк-хистори. Серьёзно к его писанине относиться нельзя. Посудите сами: и где это видано, чтобы в патриархальных странах женщины выбирали себе мужчин? 


Ибрагим Петрович Ганнибал (В. Высоцкий) пытается объяснить Наталье Гавриловне (Ирина Мазуркевич), что он не может жениться на ней без её согласия. А она отвечает: "Нас об этом не спрашивают..."