29 июля 2022

in memoriam

Источник картинки.

 

Миниатюрная колесница.

 

Миниатюрная парадная статуэтка с двумя персонажами; расписная скульптура из известняка, Кипр, начало 5 века до н. э. Маленькая ярко раскрашенная статуэтка с женской фигурой в сопровождении ребенка: предмет, почти игрушка, закреплен на подвижные колеса. Возможно, это представление священной церемонии, в которой мать сопровождает ребенка для его посвящения божеству. Источник.

Колесница — явно не военная. Интересно, что же было раньше: курица или яйцо колесница военная или сакральная?

Женщина с "писюном".

Данная скульптура трактуется как "Сидящая женщина с ребёнком из Серри, Южная Сардиния, XI-X век до нашей эры" (Источник). Меня, однако, смущает эрегированный "писюн" ребёнка. 


"Маменькины сынки": Джучи, Чагатай, Угедей и Толуй.

Калмыки обладают довольно развитой и чрезвычайно разветвлённой системой родства. Достаточно сказать, что только вертикальная линия охватывает более восемнадцати поколений. Интересно, что родственники по отцовской и материнской линиям имеют отдельные названия и строго отличаются. Например: наһцх – дядя по материнской линии, авһ – дядя по отцовской линии; ач – племянник со стороны отца, зе – племянник со стороны матери и т.д. Согласно древним представлениям, родственники со стороны матери считаются более близкими, о чём свидетельствуют пословицы: усна экн – булг, күүнә экн – наһцнр (истоки рек – родники, истоки рода - родственники по материнской линии), эцкин төрлд – зогсад һар, экин төрлд – сууһад һар (у родных отца – постой, у родных матери – посиди) и другие. Видимо, здесь слышны отзвуки матриархата, но можно также рассматривать это и как дань глубочайшего уважения женщине – матери, хранительнице очага.

Традиционно у всех монгольских народов женщина пользовалась почётом, ей отводилась важная роль в жизни семьи и общества. Бывало, при потере мужа, она взваливала на свои плечи всю тяжесть проблем по выращиванию и воспитанию детей. Документально такой случай зарегистрирован ещё в «Сокровенном сказании монголов», когда мать Темучина – будущего Чингисхана Оэлен-эке (калм. Үүлн эк), после гибели мужа – знаменитого Ессугей-богатура, одна воспитала своих сыновей достойными продолжателями славных дел их отца и деда. Можно добавить, что и любимая жена Чингисхана Бортэ также была замечательной матерью, ибо все рождённые ею сыновья: Джучи, Чагатай, Угедей, Толуй - не уронили чести рода и семьи, не посрамили имени великого родителя, достойно продолжили грандиозное дело своего отца.

История сохранила предание о поступке женщины-ойратки времён ойратско-китайских войн. Захватив семью в составе мужа, жены, брата жены, и нескольких детей, китайский военноначальник предложил женщине оставить в живых одного человека. Она попросила сохранить жизнь своему брату. На вопрос военноначальника: «Почему его, а не мужа и своих детей?», - она ответила, что брат единственный из их рода и с его смертью прекращается род». Это говорит о том, что ойратские женщины были способны жертвовать самым дорогим во имя рода.