29 июля 2022

"Маменькины сынки": Джучи, Чагатай, Угедей и Толуй.

Калмыки обладают довольно развитой и чрезвычайно разветвлённой системой родства. Достаточно сказать, что только вертикальная линия охватывает более восемнадцати поколений. Интересно, что родственники по отцовской и материнской линиям имеют отдельные названия и строго отличаются. Например: наһцх – дядя по материнской линии, авһ – дядя по отцовской линии; ач – племянник со стороны отца, зе – племянник со стороны матери и т.д. Согласно древним представлениям, родственники со стороны матери считаются более близкими, о чём свидетельствуют пословицы: усна экн – булг, күүнә экн – наһцнр (истоки рек – родники, истоки рода - родственники по материнской линии), эцкин төрлд – зогсад һар, экин төрлд – сууһад һар (у родных отца – постой, у родных матери – посиди) и другие. Видимо, здесь слышны отзвуки матриархата, но можно также рассматривать это и как дань глубочайшего уважения женщине – матери, хранительнице очага.

Традиционно у всех монгольских народов женщина пользовалась почётом, ей отводилась важная роль в жизни семьи и общества. Бывало, при потере мужа, она взваливала на свои плечи всю тяжесть проблем по выращиванию и воспитанию детей. Документально такой случай зарегистрирован ещё в «Сокровенном сказании монголов», когда мать Темучина – будущего Чингисхана Оэлен-эке (калм. Үүлн эк), после гибели мужа – знаменитого Ессугей-богатура, одна воспитала своих сыновей достойными продолжателями славных дел их отца и деда. Можно добавить, что и любимая жена Чингисхана Бортэ также была замечательной матерью, ибо все рождённые ею сыновья: Джучи, Чагатай, Угедей, Толуй - не уронили чести рода и семьи, не посрамили имени великого родителя, достойно продолжили грандиозное дело своего отца.

История сохранила предание о поступке женщины-ойратки времён ойратско-китайских войн. Захватив семью в составе мужа, жены, брата жены, и нескольких детей, китайский военноначальник предложил женщине оставить в живых одного человека. Она попросила сохранить жизнь своему брату. На вопрос военноначальника: «Почему его, а не мужа и своих детей?», - она ответила, что брат единственный из их рода и с его смертью прекращается род». Это говорит о том, что ойратские женщины были способны жертвовать самым дорогим во имя рода.

Другой исторический пример. Когда воспользовавшись тем, что мужчины ушли воевать, на хотон напали враги, против них, одев на себя доспехи, выступили одни женщины. Отчаянно сражаясь, многие погибли. С оставшихся в живых враги сняли доспехи и, поражённые их мужеством, отступили.

Как тут не вспомнить знаменитую Ану-хатун, жену неукратимого Галдан-Бошокту хана, которая в критический момент битвы с китайскими войсками одела боевые доспехи и сделав внезапную атаку, прорвала кольцо окружения и отвлекла врага, уведя его основные силы.


Во времена сибирской ссылки, как и всегда в периоды великих потрясений, именно самопожертвование калмыцкой женщины, ее терпение и трудолюбие, внимание и забота спасли народ наш от неминуемой гибели. В Элисте, как знак вечной благодарности, установлен памятник Матери, 

 

 

и весьма показателен тот факт, что самой любимой и популярной в народе песней является «Ээҗин дун» (Песня о матери).

Кратко резюмируя всё вышеизложенное в этой главе, можно сказать, что женщина занимала и продолжает занимать весьма важное место в жизни калмыцкой семьи и общества в целом.

Источник. Глава 8. О роли калмыцкой женщины в семье и в обществе из книги "Путь разума и чести" В.А. Довданов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий