29 апреля 2023

"Охота на ведьм" в Танзании.

Из стаьи О. Б. Христофоровой "От моральной паники к социальному институту и обратно: вера в колдовство в истории человечества":

"Вера в колдовство и чёрную магию остаётся достаточно сильной в Танзании, сообщает Mail Online. Местные жители считают, что причина любых несчастий, от бесплодия и бедности до проблем в бизнесе, – колдовство. По данным местных правозащитников, с 2005 по 2011 г. по подозрению в колдовстве были убиты около 3 тыс. человек (и это только документированные случаи), в основном пожилые женщины. В местном фольклоре одна из черт, выдающих колдуна, – красные белки глаз, и пожилые женщины становятся центральным объектом нападок потому, что их глаза часто краснеют от специфического дыма очагов: в бедных деревнях в качестве топлива используют навоз" [1].

Интересно, как это сообщение перекликается с "охотой на ведьм" в Западной Европе в XVI-XVII веках. 

Я думаю, что воспалённые красные глаза женщин дают односельчанам повод судить о бессонных ночах, проведённых этими женщинами. Почему они не спят, что они делают, чем занимаются по ночам? Пожилые люди часто страдают бессонницей; а может они не спят, потому что колдуют? Известно, что колдуньи ведут преимущественно ночной образ жизни.

Хотя, при желании, легко можно найти и мужчин с красными глазами.


Здесь необходимо ещё учитывать тот факт, что в Африке многие вожди претендуют на обладание сверхъестественными силами.

Возникает любопытный вопрос: а не является ли танзанийская "охота на ведьм" своего рода политическими репрессиями? Ведь у вождя не будет авторитета могущественного колдуна, если в его "вотчине" станут "ворожить" какие-то бабки-"шептуньи". А вдруг они что-то "нашепчут"?! Может быть, это танзанийские вожди "науськивают" своих людей на всякого рода неординарных женщин? Во всяком случае, надо бы этих вождей "поставить на ковёр" и допросить: как так получается, что на вашей "подмандатной" территории люди занимаются самоуправством и самосудами? Вы, вообще, вожди или "вошьди"?

Это город Кибера, в восточной Африке.

----------------------------------------------------------------------------

[1] Seven people accused of witchcraft hacked with machetes and burned to death by mob of villagers in Tanzania [Электронный ресурс] // Mail Online. 11.10.2014. URL: http://www.dailymail.co.uk/news/article-2789349/sevenpeople-accused-witchcraft-hacked-machetes-burned-death-mob-villagerstanzania.html (дата обращения 28.02.2021). Эта новость была повторена на многих российских и зарубежных интернет-ресурсах (The Mirror, Lenta.ru и др.).

"Бездонные" сосуды Данаид.

Биноклевидный сосуд. Трипольская культура. Этап ВІ-ВІІ.

О предназначении биноклевидных сосудов единого мнения на сегодня нет.

Амфиктионы — "охранные отряды" древнегреческой демократии.

"Дальше города понятие государственности у эллинов не шло; тем не менее сознание своего национального единства у них было, и держалось оно, во-первых, на общности преломленного в бесчисленных говорах языка (в силу которой эллины противополагали себя «варварам», каковое первоначально безобидное слово означало только говорящего на непонятном языке), во-вторых, на общности многих обычаев («общие законы Эллады»), и, в-третьих, и главным образом в том, что эллины признавали одних и тех же богов и притом под одним и тем же именем. На этой последней почве и состоялось национальное объединение Эллады — поскольку оно состоялось. Его правовой формой была Амфиктиония.

«Амфиктионы» значит «живущие вокруг». Вокруг чего? Обязательно вокруг храма. Храм требовал охраны — у него ведь были, кроме здания, и часто драгоценные приношения, и стада, и земли. Сам себя он охранять не мог — и вот его охраняли «окрестные жители», амфиктионы. Это их сближало между собой. Так евбейские города охраняли общий храм Артемиды Амаринфской: и когда два главные из них, Халкида и Эретрия, начали между собой долгую «Лелантскую войну», в которой приняла участие вся Эллада (VII в. до Р. X.), они обязались не употреблять дальнестрельного оружия, каковой уговор был записан на камне в храме богини. И он был соблюдён — с Артемидой не шутили, это не «клочок бумаги»" (Ф. Ф. Зелинский"). 

А духовности-то у древнегреческих язычников было побольше, чем у православных хрестьян на "святой Руси". Потому что первые объединялись вокруг своих храмов, а вторые были лишь прихожанами храмов; я что-то не припомню, чтобы православные приходы о чём-то договаривались между собою, обладали какою-либо правовой субъектностью.

Когда в феврале 1917 года "пьяная баба" российской государственности "споткнулась и растянулась" (В. В. Розанов), ни Церковь, ни храмы, ни православные приходы не сыграли никакой консолидирующей роли. Та быстрота и лёгкость, с которой рухнула советская власть на огромных территориях от Самары до Владивостока в 1918-м году под давлением почти безоружного чехословацкого корпуса, говорит о распылённости и неорганизованности русского народа. 

Остаётся лишь удивляться, как эллины, у которых дальше города понятие государственности не шло, смогли отразить нападение несметных полчищ Персидской империи.