31 июля 2023

Говорящие головы.

Представление о том, что в голове находится душа, сохраняющаяся после смерти, появилась в незапамятные, доисторические времена. Кажется, оно было присуще носителям натуфийской культуры на территории Леванта около 12 500—9500 лет до н. э. А как ещё объяснить длительное хранение нтуфийцами оштукатуренных черепов своих умерших предков? Очевидно, их хранили для того чтобы общаться с "мёртвыми душами".


Позднее евреи и вообще семиты сохраняли человеческие головы, приписывая им дар пророчества. По сообщению Хвольсона, сабеи выбирали в жертву людей, похожих на соответствующее божество, и сохраняли их головы в уверенности, что в голову входит и пророчествует само божество. Возможно, с этими головами как-то связаны терафимы, о которых мимоходом говорится в Библии. 

Интересно, что древние греки также сохраняли головы, приписывая им пророческий дар. Так, например, Клеомен, царь Спарты, хранил голову своего друга Архонида в сосуде с мёдом и совещался с ней, принимая важные решения (Ael. VH XII 8); тело Орфея было разорвано на куски, но голову похоронили в гробнице или святилище (на Лесбосе или в ином месте), и она долго ещё изрекала пророчества. Платон в книге «Тимей» утверждает, что голова — главная, божественная часть тела (44 d), в ней обитает псюхе, т.е. даймон (90 а), который переживёт смерть (69 с).

Скорее всего, здесь мы имеем дело с очень древним наследием, уходящим корнями в догреческий субстрат. Можно вспомнить восходящий к микенской эпохе обычай сохранять и закреплять на стене головы принесённых в жертву животных, и провести параллель с аналогичным обычаем в Чатал-Хююке.

Украшенные бычьими головами стены домов в Чатал-Хююке

Можно упомянуть и человеческую голову на печатке из некрополя в Фесте и множество черепов, найденных повсюду в гробницах минойской цивилизации, не нарушившей систему первобытных представлений.

Круговорот воды в природе.

Древние египтяне сравнивали погружение в сон с погружением в первобытный океан Нун, который существовал на заре времён и заключал в себе жизненную силу. А Ричард Б. Онианс говорит, что у Энния переход от сна к нормальному сознанию является процессом «высыхания».

Теперь понятно, почему человек во сне набирается сил, а без сна он слабеет (говорят, что при длительном лишении сна человек может заболеть и даже умереть). Без сна человек так же "засыхает", как дерево — без воды. 

При сравнении человека с деревом обнаруживаются его "корни", питающиеся подземными водами. Очевидно, ночные сновидения необходимо сопоставить с этими "нижними" водами. Но есть ещё и "верхние" воды. Карл Юнг обнаружил многочисленные параллели между сновидениями и мифами. В таком случае, мифы, в которых купается дневное человеческое сознание, можно сравнить с дождями.

И получается "круговорот воды в природе".