08 апреля 2023

Феминистки и христианки.

Вот что А. Бебель говорит о библейских десяти заповедях:

"Десять заповедей Ветхого завета обращены только к мужчине. В девятой заповеди женщина упоминается наряду с прислугой и домашними животными: мужчине предлагается не пожелать ни жены ближнего, ни слуги его, ни скота его, ни осла его, ни всего, что принадлежит ближнему. Женщина, таким образом, — объект, часть собственности, к которой мужчина, поскольку эта собственность находится в чужом владении, не должен предъявлять никаких притязаний".

Лучший знаток иудаизма, В. В. Розанов, подчёркивает, что Библия есть только словесный комментарий по отношению к обрезанию, операции, которая производится только над мальчиками. Розанов называет эту операцию "штанд-пунктом" иудаизма. 

На этом кондово-патриархальном фоне христианство (по крайней мере, раннее христианство) смотрелось чуть ли не как матриархальная религия. 

"Женщина, как все униженные, надеявшаяся на освобождение и спасение из своего угнетённого положения, охотно и горячо примкнула к нему", - говорит А. Бебель. 

Ну да, мы знаем, что в Церкви клир является мужским, а прихожане, в основном, — женщины.


Очевидно, именно из-за женского преобладания православие приобрело свой "богородичный" оттенок. 

Матриархат и материнский род.

Матриархат возможен и вероятен там, где живы и действенны родо-племенные отношения. Принадлежность к тому или иному роду определяется по женщине-прародительнице. Ну и родство тоже определяется по материнской линии. Если каждый мужчина одного рода заранее считался состоящим в супружеских отношениях с женщинами другого рода, то определить отцовство нереально.

Прапрабабушка, прабабушка, бабушка, мама, дочь

Можно сказать так: где чётко просматривается такая линия родства, там и матриархат. Это родовой "ствол", от которого происходят ветви-"отпрыски". 

В современном обществе набор прав и правоспособность определяются по паспорту: если ты по паспрту гражданин РФ, то у тебя есть права гражданина РФ

В архаических обществах, где нет государства, правоспособность определяется принадлежностью к материнскому роду. Главное — не оказаться "извергом" рода человеческого. 

В роду существуют свои "понятия" и обычаи, своего рода "конституция", или основной закон, по которому младшие подчиняются старшим. Каждый род имеет свой собственный "язык" (уникальные словечки, известные лишь в семейном кругу, известны и поныне) и свою собственную традицию. В некотором смысле, каждый род представляет собой потенциальный народ. Однако, как только появляется народ, род утрачивает свою дееспособность. Вместо родовой "матки" (как в пчелином улье), появляется "отец народа", и правоспособность теперь уже определяется близостью к этому "отцу" (вспомним русского князя Владимира и его "ближний круг" — его дружину).