24 декабря 2021

Размышлизмы о посвящении Богу и обрезании.

В статье "Человеческие жертвоприношения в иудаизме: Закон о первородных" Сергей Петров говорит, что:

"Книга Исхода содержит требования к евреям посвящать (qadaš) или отдавать (natan) Яхве каждого материнского первенца мужского пола среди людей и животных: «И сказал Яхве Моисею, говоря: Посвящай мне (qaddeš-li) каждого первенца, открывающего каждую утробу (kol bəḵor peṭer kol reḥem) среди сынов Израилевых, среди людей и среди скота (ba’adam uḇaḇəhema): мои они» (Исх. 13, 2); «Первенца из сынов твоих отдавай мне (bəḵor baneḵa titten li); то же делай с волом твоим (šoreḵa) и с овцою твоею (ṣo’neḵa). Семь дней пусть они будут при матери своей, а в восьмой день отдавай их мне» (Исх. 22, 29-30). В соответствии с этими требованиями в Книге Неемии после восстановления Иерусалимского храма иудеи обязуются «приносить начатки с земли нашей и начатки всяких плодов со всякого дерева каждый год в дом Яхве, и первенцев из сыновей наших и из скота нашего (bəḵorot banenu uḇəhemtenu), как написано в законе, и первородное от крупного и мелкого скота нашего (bəḵore ḇəqarenu wəṣo’nenu) приводить в дом бога нашего к жрецам, служащим в доме бога нашего» (Неем. 10, 35-36)".
Сергей Петров интерпретирует это "посвящай мне каждого первенца, открывающего каждую утробу" как требование Яхве совершать сожжение каждого младенца-первенца. Однако возникает вопрос: почему Яхве гнушается младенцами женского пола? Почему он говорит: "первенца из сынов твоих отдавай мне"? И почему именно в восьмой день после рождения?

Известно, что обрезанию подвергаются еврейские младенцы мужского пола на восьмой день после рождения. Обрезание на иврите — это «брит», что означает «союз». Союз между Яхве и еврейским народом. Как говорит В. Розанов, "в секунду обрезания Ангел Иеговы сходит на обрезаемого младенца и остаётся на нём до самой смерти" (Источник). 

И далее у Розанова: "Ангел Иеговы" -- тёмное место Библии, тёмное понятие её, о коем есть даже целые исследования, сводящиеся к тому, что он относится к Иегове, как тень к предмету, запах к цветку и заместитель к замещаемому. Никогда не скажется: "Иегова (или Элогим,-- другое имя Божие) послал ангела Иеговы", но иногда в местах, где ожидается по ходу изложения слово "Иегова" -- сказано "ангел Иеговы". Таким образом, "ангел Иеговы сошёл на младенца" -- вовсе не далеко от мысли, что "на мне, Янкеле, Иегова имеет своё пребывание, начиная с 8-го дня от рождения".

Вообще говоря, всё, что связано с обрезанием, смутно и неясно. "Темна вода во облацех". Одним словом, таинство. 

Однако известно, что процедура обрезания являлась финальной частью инициатических практик многих традиционных обществ, сохранивших архаический уклад жизни. "Обычай О. был широко распространён на Ближнем Востоке (особенно у египтян, аммонитян, едомитян и моавитян, см. Иер. 9:24–26 (МТ: «...все эти народы обрезаны...»). Причём, у египтян, по сообщениям античных авторов, обрезанными были лишь жрецы, то есть те, кто посвятил себя (или кого посвятили в детстве) на служение богу.