Н. А. Красновская говорит, что на протяжении всего I тысячелетия до н. э. наиболее значительную роль в истории Сардинии играли иолеи. В русских переводах античных классиков эта этническая общность получила следующие написания: иолаяне, иолаи, илионцы. Римляне Помпоний Мела (II,132), Солин (46,12), Силий Италик (XII,344) то связывают иолеев (илиенсов) с Илионом, т. е. с Троей, то называют их "древнейшим" или "известнейшим" народом острова. Современная историческая наука, однако, считает, что иолеи переселились на остров из Африки. Находки скелетов, относящиеся к позднему неолиту, принадлежат людям средиземноморской расы. Антропологи считают их родственными северным африканцам. В происхождении древнейшего населения Сардинии из Африки М. Л. Вагнер видит объяснение, почему античные авторы иногда называли его сардо-ливийцами.
Так, а кто же были те сарды, которых связывают с "шардана" из египетского списка "народов моря"?
В египетских источниках XIV-IX вв. до н. э. шардана фигурируют как враги Египта, нападавшие на морские пути и порты египтян. "Однако, - пишет Н. А. Красновская, - в надписи Рамзеса II о шардана говорится как о наёмниках, служивших в египетском войске. Другие источники указывают даже на то, что при фараонах XIX династии шардана стали чуть ли не главыми царскими телохранителями. <...> Шардана фигурируют то как враги, то как наёмники фараонов".
Я прежде уже проводил параллели между шардана и средневековыми норманнами. Одни варяги нанимались на службу к византийским василевсом (см.: Варяжская стража), а другие варяги "ломились" в Константинополь, чтобы пограбить византийские владения (см.: Русско-византийская война (907)). В этом смысле, "народы моря" можно назвать "норманнами Бронзового века".
Как о завербованных на службу к фараонам, мы узнаём о шардана следующее. Они составляли отборную гвардию, принимавшую участие в войнах, которые Египет вёл с азиатскими странами. В мирное время эти наёмники вели праздный образ жизни в специальных стоянках на берегах Нила. В одном египетском источнике XII в. до н. э. описывается времяпрепровождение шардана после окончания одной из военных кампаний Рамзеса III. "Шардана... в своих лагерях спали, вытянувшись на спине. Им не надо было больше бояться, - заявляет сам нанимавший их фараон, - ни нубийских воинов, ни сирийских врагов. Оружие, луки рядами висели в помещениях складов. Они были сыты, пьяны, полны ликования, женщины и дети находились вместе с ними, они больше не оглядывались назад, сердце их было успокоено, я был рядом с ними, гарантируя им защиту и еду".