24 ноября 2023

К вопросу о "шардана" на Сардинии.

Н. А. Красновская говорит, что на протяжении всего I тысячелетия до н. э. наиболее значительную роль в истории Сардинии играли иолеи. В русских переводах античных классиков эта этническая общность получила следующие написания: иолаяне, иолаи, илионцы. Римляне Помпоний Мела (II,132), Солин (46,12), Силий Италик (XII,344) то связывают иолеев (илиенсов) с Илионом, т. е. с Троей, то называют их "древнейшим" или "известнейшим" народом острова. Современная историческая наука, однако, считает, что иолеи переселились на остров из Африки. Находки скелетов, относящиеся к позднему неолиту, принадлежат людям средиземноморской расы.  Антропологи считают их родственными северным африканцам. В происхождении древнейшего населения Сардинии из Африки М. Л. Вагнер видит объяснение, почему античные авторы иногда называли его сардо-ливийцами.

Так, а кто же были те сарды, которых связывают с "шардана" из египетского списка "народов моря"?

В египетских источниках XIV-IX вв. до н. э. шардана фигурируют как враги Египта, нападавшие на морские пути и порты египтян. "Однако, - пишет Н. А. Красновская, - в надписи Рамзеса II о шардана говорится как о наёмниках, служивших в египетском войске. Другие источники указывают даже на то, что при фараонах XIX династии шардана стали чуть ли не главыми царскими телохранителями. <...> Шардана фигурируют то как враги, то как наёмники фараонов". 

Я прежде уже проводил параллели между шардана и средневековыми норманнами. Одни варяги нанимались на службу к византийским василевсом (см.: Варяжская стража), а другие варяги "ломились" в Константинополь, чтобы пограбить византийские владения (см.: Русско-византийская война (907)). В этом смысле, "народы моря" можно назвать "норманнами Бронзового века".

Как о завербованных на службу к фараонам, мы узнаём о шардана следующее. Они составляли отборную гвардию, принимавшую участие в войнах, которые Египет вёл с азиатскими странами. В мирное время эти наёмники вели праздный образ жизни в специальных стоянках на берегах Нила. В одном египетском источнике XII в. до н. э. описывается времяпрепровождение шардана после окончания одной из военных кампаний Рамзеса III. "Шардана... в своих лагерях спали, вытянувшись на спине. Им не надо было больше бояться, - заявляет сам нанимавший их фараон, - ни нубийских воинов, ни сирийских врагов. Оружие, луки рядами висели в помещениях складов. Они были сыты, пьяны, полны ликования, женщины и дети находились вместе с ними, они больше не оглядывались назад, сердце их было успокоено, я был рядом с ними, гарантируя им защиту и еду".

Сардиния нурагическая.

"Расцвет нурагической культуры на Сардинии приходится на VIII-VI вв. до н. э. (Хотя самые ранние нураги появились ещё в середине II тысячелетия до н. э.)", - пишет Н. А. Красновская в монографии "Происхождение и этническая история сардинцев" (М., "Наука", 1986).

Интересно, что расцвет нурагической культуры по времени совпадает с расцветом культуры этрусков. "Культурный подъём в Этрурии, начавшийся в VIII—VII веках до н. э., ... Около 525 года до н. э. этрусская экспансия достигла апогея... После 509 года до н. э. этруски утратили былое господство" (Википедия).

"Некоторые современные учёные полагают, что первые нураги были построены пришельцами из Ливии, задолго до того, как северные берега Африки были колонизованы финикийцами. <...> Некоторые археологи заявляют, что "древние африканские традиции ощущаются уже в самом стиле нурагов", - сообщает Н. А. Красновская.

А по-моему, сардинские нураги имеют иберийские корни.

Крепости культуры Мотильяс (2200-1500), Ла-Манча

Считается, что носители культуры Мотильяс принадлежали к одному из доиндоевропейских народов, позднее влившихся в состав культуры иберов.

Нураги были распространены по всей Сардинии, но особенно их много на северо-востоке острова. Именно здесь сосредоточены нураги наиболее сложной конструкции, возможно, поздние сооружения. Ранние же нураги простой формы встречаются чаще всего в юго-западной части Сардинии. Ракое распределение нурагов итальянские историки связывают с отступлением или бегством строителей этих необычных сооружений перед лицом финикийских и карфагенских завоевателей в лучше защищённые области.