Сергей Петров в своей монографии "Вот б-ги твои, Израиль! Языческая религия евреев" сообщает:
"Бежав из Египта, Моисей пришёл в Мадиам, где женился на Сепфоре — дочери местного жреца (kohen), который именуется то Рагуилом, то Иофором: «У жреца Мадиамского было семь дочерей… И пришли они к Рагуилу, отцу своему… Моисею понравилось жить у сего человека, и он выдал за Моисея дочь свою Сепфору» (Исх. 2, 16, 18, 21)".
Стало быть, Моисей был "примаком", то есть мужем, принятым в семью жены и живущим в её доме.
"Однажды, когда Моисей «пас овец у Иофора, тестя своего, жреца Мадиамского» (Исх. 3, 1), он ушёл за пределы обычных пастбищ и достиг «горы божией» (har ha’elohim), т. е. обиталища местного мадиамского бога, жрецом которого, как следует понимать, был его тесть", - пишет далее С. Петров.
Налицо матрилокальный брак основоположника иудаизма.
Далее читаем у В. Г. Тан-Богораза: "Обычным способом получения невесты [у чукоч] является так называемое ŋaun-dourgьn
(буквально: "пастушество за жену"), т.е. обычай работать в качестве
пастуха у будущего тестя в виде платы за невесту. Этот обычай, как
указывает его название, по всей вероятности, сложился в силу условий
кочевой жизни под давлением потребности в молодых мужчинах для ухода за
стадом. Он напоминает библейский пример Иакова, который пас стада Лавана
в течение ряда лет, сначала за Лию, потом за Рахиль. Этот обычай
укоренился так крепко, что он существует под тем же названием и у
приморских чукоч, несмотря на то, что у них нет никаких стад. У
приморских чукоч жених просто живёт у отца невесты и работает на него
определённый срок. У оленных чукоч этот термин приобрёл более широкое
значение. Его применяют ко всем бракам, в которых юноша получает невесту
не через посредство семейных связей, а собственным старанием.
Юноша, наметив себе невесту, должен быть очень почтительным и вежливым с
её отцом. "Просьба о жене" длится несколько дней или даже недель. Всё
это время посланный жениха, независимо от его возраста, принимает
участие во всех хозяйственных работах семьи: приносит дрова, помогает
пастухам пасти стадо. <...> Затем начинается его испытание. Оно длится в течение одного лета, а
иногда два и три года. Всё это время жениху приходится очень тяжело. Он
встаёт утром раньше всех и ложится спать поздно ночью. Часто ему даже не
дают места в спальном пологе, и он ночует в переднем шатре или под
открытым небом. Большую часть времени он проводит около стада. Он носит
тяжести, таскает нагруженные нарты, чинит всю домашнюю утварь. Он должен
угождать отцу невесты, её старшим братьям и всем
родственникам-мужчинам. Если кто-нибудь из старших членов семьи выскажет
ему своё недовольство или даже обругает его, он должен терпеливо снести
брань и даже согласиться с упрёком, выказав при этом почтительность.
Если же родители невесты вспыльчивы и раздражительны, что свойственно
характеру чукоч, бедному жениху часто приходится оставаться без крова и
пищи. В том случае, если невеста любит его, она всячески старается
скрасить ему жизнь. Время от времени она тайно подкармливает его. Иногда
же ему просто приходится воровать себе пищу, украдкой съедая её, чтобы
кто-нибудь не увидел и не донёс будущему тестю. При всём том даже после
двух или трёх месяцев тяжёлой работы он может получить отказ,
неожиданный и бесповоротный. "Тут не на что сердиться, — говорили мне
чукчи, — а только слабодушный подчинится и уйдёт. Сильный человек
останется и будет работать без пищи, без спального места и даже без
всякой надежды". Отстать и вернуться домой без невесты считается весьма
унизительным для неудачливого жениха. Отец его скажет: "Значит, ты
действительно плох. Если бы ты был хорош, то тебя не выгнали бы так
просто". Обычно после нескольких месяцев отработки отец невесты
смягчается и облегчает условия жизни жениха. С этого времени его уже не
прогонят без какой-нибудь серьёзной причины. Он начинает также
настаивать на своих супружеских правах, и обычно ему удаётся добиться
признания их ещё через несколько месяцев. Конечно, это в большей степени
зависит от самой невесты".
И ещё одна цитата из того же источника: "В тех случаях, когда юноша из богатой семьи женится на девушке из бедной семьи, срок отработки совершенно сводится на нет".
То есть, надо полагать, Моисей был совсем бедным молодым человеком, когда он пришёл в Мадиам.