10 января 2022

Что было раньше: охота или собирательство?

Надо обратить внимание на труды немецкого географа и зоолога Эдуарда Хана (1856—1928), подвергшего критике «трёхступенчатую» схему хозяйственного развития человечества: «охота — скотоводство — земледелие». Хан утверждал, что древнейшей стадией человеческого хозяйства были не охота и рыболовство, а собирательство. Из собирательства развилось примитивное «мотыжное» земледелие, которое было изобретением женщин и в котором применялся преимущественно женский труд. Одновременно мужчины занялись охотой и рыболовством. Позднее произошло одомашнение скота, причем Хан связывал его не с хозяйственными потребностями, а с религиозными мотивами.

Это очень интересная историософская концепция, которая, как я вижу, перекликается с мифом о Золотом веке. Лично мне как-то стрёмно представлять себе Золотой век как век охотников. Всё-таки, охота — это кровища и смертоубийства, занятие не для слабонервных. Я тут на днях прочитал "Удивительную историю аиста с дротиком", которую я экстраполировал на первобытное общество. 

"Ровно 200 лет назад, в 1822 году близ немецкой деревушки Клюц в Мекленбурге был пойман аист, с торчащим из груди охотничьим дротиком длиной 76 сантиметров.


Извлечённое из раны оружие показали этнографам – то есть учёным, изучающим разные народы и племена. Этнографы сделали однозначный вывод: дротик принадлежит какому-то племени из экваториальной Африки! То есть этот аист зимовал в Африке, там на него охотились какие-то дикие племена, он был ранен, но выжил и нашёл в себе силы прилететь в Германию...

После смерти героического аиста его чучело вместе с торчащим дротиком поместили в зоологическую коллекцию университета в городе Ростоке, там оно хранится и по сей день.

С 1822 года по настоящее время в Германии было надёжно задокументировано 25 поимок таких вот раненых аистов (по-немецки «пфайльшторьх», «Pfeilstorch») c торчащими из ран охотничьими приспособлениями африканских охотников – дротиками и стрелами!  

Учёных поражало не только то, что птицы оказались способны преодолевать многие тысячи километров (от северной Германии до экваториальной Африки – более 5000 километров по прямой!), но и то, насколько аисты сильны и живучи. Перелететь такое огромное расстояние с торчащим из раны дротиком – просто представьте себе такое! В голове не укладывается..."

Признаться, меня тоже поразила эта история, и мне стало "птичку жалко"... 

Наверняка, - подумал я, - и в древности тоже были такие сердобольные люди...

Матриархальное супружество и патриархальный "гетеризм".

Мне кажется, что И. Бахофен противоречит сам себе, когда он, с одной стороны, говорит о матриархальном "гетеризме", то есть беспорядочных половых связях, якобы угодных Матери-Природе, а, с другой стороны, он указывает на связь матриархальных богинь с законодательством. 

Цитирую:

"Сама Деметра именуется Θεσμοφόρος [1]. Так, в уже цитированном фрагменте из Диодора Сицилийского (Историческая библиотека, 1,14) сказано: ώς των νόμωνπρώτον υπ' αυτής τεθειμένων [2]. Нередко встречается выражение Ceres légiféra [3], например, у Вергилия (Энеида, IV, 58). К этому месту Сервий делает следующее замечание: Ибо, она, как говорят, изобрела законы: праздники в её честь называются Фесмофории; но это выдумка, проистекающая из того факта, что до открытия Церерой использования пшеницы люди блуждали без законов; это открытие положило конец их варварству, так как они разделили собственность на землю и пришли к принятию законов. Таким образом, Фесмофории называли установлением законов; может, потому в храме Цереры законы высечены в бронзе? — А другие говорят, что бракам покровительствует Церера, ибо она первая вышла замуж за Юпитера и положила начало основанию городов, как говорит Кальв: «И установила священные законы, и браком связала тела любящих, и основала могучие города»."
Ясное дело, что брачная жизнь есть жизнь по закону, который, как утверждает И. Бахофен, "проистекает" из афинского Метроона, святилища Матери богов, в котором находились государственные документы.

Как это понимать? 

Если мыслить чисто рационально, то "гетеризм" в целом на руку мужчинам. Тогда как от брачных отношений выигрывают женщины. 

Если все женщины договариваются между собою и "дают" мужчинам только при условии заключении брака и никак иначе, то мужчины в такой ситуации обязаны тянуть семейную "лямку" [4]. Женщины от этого очень сильно выигрывают, если, опять же, договорившись, они всем коллективом выражают презрение по отношению к шлюхам-"штрейкбрехерам", которые "дают" просто так и сильно сбивают цену сексуальных отношений. Поэтому, конечно и безусловно, брак - это чисто женское изобретение: женщина "отдаётся" мужчине только в обмен на его постоянную помощь по хозяйству. Естественно, брак связан с матриархатом, ибо лишь в рамках семьи женщина может "использовать" мужскую силу в своих интересах. И наоборот: "гетеризм" является сугубо патриархальным явлением. 

Дорожный знак, указывающий путь в бордель в Помпеях, 79 н.э.

-------------------------------------------------------------------------

[1] Законодательница (др.-греч.).

[2] Поскольку законы были первоначально установлены ею (др.-греч.).

[3] Церера, дающая законы (лат.).

[4] Кстати, в русском языке слово "супруг" является однокоренным со словом "упряжь", "упряжка". То есть, смысл супружества заключается в том, что супруги, подобно быку и корове, добровольно запряглись в одну "упряжку" и тянут вместе, бок-о-бок, семейную "телегу" по жизни.   

Гриффонада.

На улице идёт снег, и, глядя из окна на мириады совершающих свой жизненный цикл снежинок, я продолжаю "штудировать" заинтересовавшую меня тему грифонов.

Сохранились изображения грифонов на крито-минойских ларнаках (гробах, по-нашему). Это свидетельствует о том, что грифоны, во-первых, существа потустороннего мира, а, во-вторых, они, возможно, являются "переносчиками" души умершего в загробный мир.

 

Часто грифоны изображались парами, как на верхнем изображении, где два грифона запряжены в колесницу.

А здесь, по-моему, два грифона указывают крыльями на то, что невидимо, - то есть, на Богиню.

Грифоны по обе стороны от богини (?), у которой лабрис над головой.


О связи священного дерева с Богиней в крито-минойской культуре я уже говорил. Поэтому здесь может быть не "богиня на дереве", а "богиня-дерево", как ашера в Палестине.


Несомненно, здесь что-то написано, но у нас нет "ключей" для прочтения этого текста, а "гадать на кофейной гуще" - занятие бесполезное.

А тут мы видим грифона, сидящего на алтаре (?) между Богиней и адорантами, что может свидетельствовать о посреднической роли грифонов.

В Древнем Египте образ грифона имел местные специфические черты. 

На этом изображении на циппе (надгробном украшении) птолемеевского периода IV в. до н.э. мы видим ту же пару грифонов, как и на крито-минойском ларнаке, только здесь стоящий в колеснице стреляет из лука. Надо обратить внимание и на пару крокодилов; их аналоги существуют и в крито-минойской изобразительной традиции.