Как известно, траур Деметры сопровождался постом. Мисты, подражая богине, тоже постились перед паломничеством в Элевсин. Касательно поста, мы не имеем свидетельств, позволяющих предположить, что к нему допускалось легкомысленное отношение. Судя по гомеровскому гимну (47-50), пост должен был быть строгим и продолжаться девять дней.
По истечении девяти дней поста, мисты пили кикеон. Основным компонентом этого напитка был жареный ячмень (греки жарили ячменные зёрна перед тем, как растолочь их в крупу). По закону Солона, сосуд для поджаривания ячменя в свадебной процессии несла невеста как символ обязанностей домашней хозяйки (Поллукс, I, 246). При заливании жареного ячменя водой образуется солод, и без какого-либо дополнительного подслащивания получается сладкий на вкус напиток, который после непродолжительного брожения становится алкогольным. Однако "богине не нужно было ждать брожения, чтобы её кикеон стал алкогольным", - замечает Карл Кереньи.
Венгерский религиовед полагает, что кикеон был похож на пиво, и приводит мнение фармаколога: "Хорошо известно, что галлюцинаторные состояния могут вызываться одним только голодом... Как показали эксперименты с искусственным вызыванием галлюцинаторных состояний при помощи химических веществ, то есть, наркотиков, содержание видений главным образом, а, возможно, и полностью, определяется ожиданиями, духовной подготовкой, начальной психической ситуацией и окружающей обстановкой. Вполне вероятно, что в данном случае один лишь пост, выражаясь словами Хаксли, открывал "двери восприятия". При этом содержание видения, образов, определялось ожиданиями, ритуалом и символами. В подобном состоянии даже незначительной дозы алкоголя может быть достаточно для начального толчка".
Далее К. Кереньи приводит совершенно необоснованные спекуляции вокруг мяты болотной, травки, входящей в состав кикеона. "Из названия βλῆχων или γλῆχων, которым родственно прилагательное βληχρός,скорее всего можно было бы сделать предположение о ветрогонном или противосудорожном действии, что, однако, не так уж далеко от наркотического влияния". Ещё большая "притянутость за уши" видна в попытке связки мяты болотной с шалфеем прорицателей (Salvia divinatorum) из Мексики, обладающим свойствами галлюциногена.
Все эти спекуляции надо отбросить, так как ни один наркотик, ни один галлюциноген не производит одну и ту же галлюцинацию в сознании множества людей. К тому же надо учитывать такое явление как “bad trip”; иной раз, из человека текут слёзы и сопли, к этому может добавиться ещё рвота и понос. И никакого тебе видения богини. Я представляю себе Телестерион после наркоманов: обдристанные стены, облёванные полы... Нет, алкоголь, а тем более наркотики, здесь совершенно неуместны. Я вполне согласен с мнением фармаколога, что в данном случае один лишь пост открывал "двери восприятия".
Я полагаю, что мисты пили кикеон для того чтобы "причаститься" богине. Хорошо известны иконографические изображения Деметры с пучками колосьев. Стало быть, выпивая кикеон, сделанный из зёрен ячменя, мисты приобщались духу зерна, или, точнее говоря, наполняли себя духом зерна, предварительно очистившись от всякого "говна".