30 мая 2025

Кносс в Железном веке.

Когда «дворец» бронзового века в Кноссе был разрушен незадолго до 1300 г. до н. э., его не восстановили. На Крите административный центр, использующий линейное письмо B, продолжал функционировать ещё несколько лет в Ханье (Кидония) на западе Крита, но он тоже был разрушен в какой-то момент в LMIIIB. В этом отношении и дворец в Хании, и «дворец» в Кноссе напоминают другие дворцы позднего бронзового века (микенские) в Эгеиде, большинство из которых (в Микенах, Тиринфе и Пилосе) были уничтожены по крайней мере через сто лет после окончательного разрушения Кносса.

Очевидно, что большая часть Кносса (а также «дворец») в этот период представляла собой руины. Территория города сократилось до немногим более 10 га. Это сокращение в некотором смысле предвосхищает длительную рецессию в Греции, которую мы привыкли называть «Тёмными веками», когда население сокращалось, а грамотность снижалась.

А что насчёт самого «дворца»? Это сооружение, хотя и превратившееся теперь в руины, ещё не полностью утратило своё религиозное значение.  В юго-восточной части разрушенного «дворца» была построена небольшая святыня (1,5 х 1,5 м) - «храм двойных топоров». Этот храм был расположен рядом с более ранним храмом MMIII и продолжалиспользовать «минойские» религиозные символы, такие как сам двойной топор и «рога посвящения». 

В период железного века в самом Кноссе существовал «культ Реи» в руинах дворца и культ Деметры на склонах холма Гипсад. То, что это было святилище Деметры, подтверждается эпиграфически - название найдено на серебряном кольце, датируемом второй половиной пятого века до н.э. 

Серебряное кольцо из святилища Деметры с дарственной надписью Деметре

Хотя архитектура святилища скромна, вотивные находки (которые, по-видимому, начинаются где-то в восьмом веке до н.э.) значительны и состоят по большей части из терракотовых фигурок (только небольшая часть из которых была опубликована). Хиггинс даёт нам хорошее представление о типах, но не о количестве вотивов, число которых исчисляется многими сотнями. Более значительным является огромный объём найденных костей животных, что свидетельствует как о практике жертвоприношений, так и о пиршествах. Между прочим, в значительных количествах были найдены кости свиньи; последнее свидетельствует о том, что только свиньи подходили для совместных трапез поклонников Деметры.
 

Концепция Жосин Блок о полисе.

Существуют причины ассоциировать полисы со святилищами. Большинство форм греческого политического сообщества были «культовыми сообществами». Концепция Жосин Блок (Josine Blok. Citizenship in Classical Athens) о полисе как «завете между богами и людьми» в решающей степени зависит от существования не только святилищ, но и таких святилищ, где проводились пиршества, которые крепили связи между гражданами. В классической Греции эти пиршества происходили во время крупных религиозных праздников, где участники культа готовили, а затем ели мясо принесённых в жертву животных.

В общем, семья — это регулярные совместные трапезы; все члены семьи сидят и едят за одним столом. Община — это тоже "большая семья"; все члены общины сидят и едят за одним столом. 

Тайная вечеря. Икона Царских врат. Мастерская «Шуйский иконостас»

Современное государство, в своей пропаганде, позиционирует себя "большой семьёй", но лживость этой пропаганды не замечают только слепые. Зрячие же видят, что чиновники нигде и никогда не сидят за одним столом с обычными гражданами. Вот здесь-то и проходит линия "водораздела" между современным государством и древним полисом.

Древнегреческие полисы, между прочим, духовно связаны с неолитическими ронделами, внутри которых происходили совместные трапезы. И они стоят ближе к кносскому "дворцу"-лабиринту, чем к современным государствам.