Когда «дворец» бронзового века в Кноссе был разрушен незадолго до 1300 г. до н. э., его не восстановили. На Крите административный центр, использующий линейное письмо B, продолжал функционировать ещё несколько лет в Ханье (Кидония) на западе Крита, но он тоже был разрушен в какой-то момент в LMIIIB. В этом отношении и дворец в Хании, и «дворец» в Кноссе напоминают другие дворцы позднего бронзового века (микенские) в Эгеиде, большинство из которых (в Микенах, Тиринфе и Пилосе) были уничтожены по крайней мере через сто лет после окончательного разрушения Кносса.
Очевидно, что большая часть Кносса (а также «дворец») в этот период представляла собой руины. Территория города сократилось до немногим более 10 га. Это сокращение в некотором смысле предвосхищает длительную рецессию в Греции, которую мы привыкли называть «Тёмными веками», когда население сокращалось, а грамотность снижалась.
А что насчёт самого «дворца»? Это сооружение, хотя и превратившееся теперь в руины, ещё не полностью утратило своё религиозное значение.
В юго-восточной части разрушенного «дворца» была построена небольшая святыня (1,5 х 1,5 м) - «храм двойных топоров». Этот храм был расположен рядом с более ранним храмом MMIII и продолжалиспользовать «минойские» религиозные символы, такие как сам двойной топор и «рога посвящения».
В период железного века в самом Кноссе существовал «культ Реи» в руинах дворца и культ Деметры на склонах холма Гипсад. То, что это было святилище Деметры, подтверждается эпиграфически - название найдено на серебряном кольце, датируемом второй половиной пятого века до н.э.
 |
Серебряное кольцо из святилища Деметры с дарственной надписью Деметре
|
Хотя архитектура святилища скромна, вотивные находки (которые, по-видимому, начинаются где-то в восьмом веке до н.э.) значительны и состоят по большей части из терракотовых фигурок (только небольшая часть из которых была опубликована). Хиггинс даёт нам хорошее представление о типах, но не о количестве вотивов, число которых исчисляется многими сотнями. Более значительным является огромный объём найденных костей животных, что свидетельствует как о практике жертвоприношений, так и о пиршествах. Между прочим, в значительных количествах были найдены кости свиньи; последнее свидетельствует о том, что только свиньи подходили для совместных трапез поклонников Деметры.